"Изнанка Лакана" - именно такое название дано 7 сеансу в официальной публикации в журнале "La Cause de desir". И c'est tres juste! Это очень точное определение геопозиции Миллера. Читателям курса ЖАМа и последнего периода учения Лакана, кажется, необходимо полностью перезагрузиться…
Это полное обновление всего того, что мы (не) знали. Я бы сказала, что здесь речь ни много, ни мало - о любви. О любви к знанию. Что происходит с любовью к знанию в конце анализа? В первую очередь, с любовью к бессознательному "по Фрейду"?
Миллер здесь задается вопросом - хоть Лакан и заметил, что «некое бессознательное есть реальное» в «Про ляп», или в Предисловии к английскому изданию 11 семинара, то, тем не менее, дальше он его больше не использует. Почему?
Как минимум потому, что бессознательное - не только «странное слово», но и центральное понятие Вселенной Фрейда, задающего в нем гравитацию для всех остальных понятий.
И еще Миллер полагает, что бессознательное Фрейда прекрасно обходится без категории Реального.
Другим словами, бессознательное по Фрейду укоренено в Другом, в Символическом.
«Фрейдовская марка на бессознательном действительно могущественна!» (ЖАМ).
На прошлом ателье чтения мы обсуждали сколько же определений бессознательного у Лакана! В последний период учения оно не перестает изобретаться: ...l’une-bévue/обозанка, бессознательное - поэма, бессознательное - йазык, бессознательное - essaim, говорящее тело… Как будто вопрос, который движет Лаканом: бессознательное - это только про "бла-бла-бла"?
Короче, в 7 и 8 сеансах курса нам предстоит переформулировать основные понятия психоанализа: перенос, повторение, влечение и бессознательное.
Вы готовы?