В мире не существует диплома психоаналитика, поскольку сущность психоанализа – это не университетское знание, а личный опыт анализа и личная практика. Когда Лакан сказал о том, что “аналитик авторизуется самим собой”, он столкнул нас с парадоксом гарантий, который невозможно просто откинуть.
Выход из этого парадокса находится в логике завершения анализа в каждом конкретном случае. В сингулярности каждого случая. Несомненно, вопрос гарантий также затрагивает вопрос Этических комитетов в психоанализе и его учреждениях, актуальный и сегодня.
Семинар “Клиника сингулярности” начался с вопроса “Что передается в психоанализе?” в 2020 году и привел к созданию Клинической секции в Санкт-Петербурге в 2024 г. как места исследования логики сингулярности каждого случая и передачи знания. Идеал передачи – это матема, форма записи, изобретенная Лаканом. Всегда существует напряжение между сингулярностью каждого случая и клиникой как необходимостью ее типологизации.
Артикуляция особенностей и трудностей изучения психоаналитической теории на русском языке и знакомство с психоаналитической клиникой, действующей во Франции, Бельгии позволили, наконец, оценить подход, предложенный Ж.-А. Миллером в своих курсах, и начать применять его на практике. Введенное Ж.-А. Миллером понятие “лакановской ориентации” предполагает, прежде всего, направление и движение, которое задается самой логикой случая, т.е. самим опытом, а не теоретическим знанием.
Выбранная тема исследования Клинической секции в 2024-2025 гг. -
Элементарные феномены в клинике психозов.
От феноменологии к структурному подходу
Элементарный феномен - термин, возможно, не слишком знакомый большинству психологов и психиатров, поскольку в русскоязычной клинической традиции принято название “психического автоматизма”. Лакан ввел понятие “элементарного феномена”, вслед за К. Ясперсом, как обозначение самого простейшего элемента психоза.
Обращение к богатейшему феноменологическому подходу в психиатрической клинике позволяет различить множество клинических феноменов (например, псевдогаллюцинации Виктора Кандинского, галлюцинации, бред, шперрунг (обрыв, “закупорка мысли”), ментизм, пограничные феномены и т.д.), и получить их новое прочтение в лакановской структурной оптике. Это важно для выбора направления терапевтического лечения, а также позволяет иначе подойти к вопросам различения психоза на практике.
Наконец, это возвращение к опубликованным случаям из психоаналитической и психиатрической практики, которые не перестают сегодня нас интересовать как парадигматические случаи. Добавим сюда разбор случаев из актуальной клинической практики участников Клиники Сингулярности.
Структура клинической секции
Теоретический семинар
«Различение психоза: от расстройства в психиатрии к структуре в психоанализе лакановской ориентации. Значение элементарных феноменов».
1
Изучение клинических случаев
Семинар по изучению клинических презентаций и случаев, описанных в психоанализе и психиатрии.
2
Клиническое ателье
Практический семинар по разбору случаев участников клинической секции
Психоаналитик, психолог, преподаватель, член НЛШ с 2010 года, автор текстов по психоанализу и культуре, организатор и ведущая семинара по лакановской ориентации с 2020
Опыт клинической работы с психическими расстройствами в частной практике и в учреждении с 2000 года
Антон Мальцев
Психиатр, психоаналитик (лакановская ориентация)
Клинический опыт работы в медицинских учреждениях и частной практике с 2013 года
Татьяна Медведева
Психоаналитик. Образование – психолог, преподаватель психологии.
Начала клиническую работу в лакановской ориентации в 2010г. Участник социальных и клинических проектов с 2006 г.
Для участия в Клинической секции не существует специальных ограничений в отношении возраста. Рекомендуемый уровень образования – не ниже бакалавриата или студенты старших курсов.
Желателен клинический опыт в формате частной практики или опыт работы в социально-психологическом \ медицинском секторе.
Решение об участии принимается после индивидуальной встречи в формате беседы с одним из ответственных за образовательную программу Клинической секции.