Скоро! Анонс новой программы на учебный год 24-25: «Элементарные феномены в клинике психозов»
Скоро! Анонс новой программы на учебный год 24-25: «Элементарные феномены в клинике психозов»


Вдохновенные феномены и бред в случае психоза Марсель К.

Сообщение для подготовки к Клинической секции 19 октября.

Уже через неделю, 19 октября, состоится первая встреча Клинической секции.
Один из случаев, предложенных для обсуждения - случай Марсель К., описанный в "Инспирированных писаниях: Шизография". Это наблюдение, было представлено на заседании Медико-психологического общества 12 ноября 1931 года под названием: “Нарушения письменного языка у параноика, представляющего бредовые феномены параноидного типа (шизография)”. Впоследствие этот текст был напечатан и даже переиздан Лаканом в момент семинара “Синтом” в 1975 году. Понятие “элементарного феномена”, которое будет предметом нашего исследования в течение года в клинике различных психозов, в том числе в клинике современных ординарных, “тихих” психозов, мы встречаем уже здесь в 1931 году. Лакан будет использовать и развивать это понятие на протяжении всего своего учения для конструкции причинности в психозе и выявления значения элементарного феномена в логике бреда. В этой работе мы обнаруживаем эту устойчивую пару: "Элементарный феномен/бред", несомненно, отсылающую и к понятию психического автоматизма Клерамбо. Здесь мы также можем увидеть, как связаны «инспирированные феномены» и бред письма.
"Речь идет о пациентке Марсель К., 34 лет, учительнице начальных классов, которая находится на лечении в психиатрической клинике в течение года. За полтора года до этого она впервые попала в клинику, но была сразу же выписана по просьбе своего отца, мелкого ремесленника" (Вдохновенные писания: Шизография").
Марсель К. представляет "бредовый паранойяльный эпизод", характеризуемый "полиморфным бредом", "ментальным автоматизмом", "элементарными навязанными феноменами или высказываниями внешнего воздействия" и “обильную письменную продукцию".
Случай Марсель К. интересен тем, что развязывание бреда происходит сначала на письме, и, к слову, у нас есть уникальная возможность читать сами записи, частично приведенные в тексте "Шизографии". Хотя в данном контексте "читать/понимать" - это как раз то, что не приблизит нас к пониманию каузальности психоза. Не верите?

Попробуйте понять тогда, например, то как Марсель определяет свой стиль: "Я хотела бы вас знать самыми небывалыми для сурка/сундука обезьяны (78), но вы ошеломлены, потому что я вас ненавижу настолько, что я хотела бы всех спасенными (79). Клятва Армии и Марны — чтобы вам досадить и заставить вас плакать удел других, но не мой (80). Марна к дьяволу."// "Je voudrais vous savoir les plus inédits à la marmotte du singe (78) mais vous êtes atterés parce que je vous hais au point que je vous voudrais tous sauvés (79). Foi d'Arme et de Marne pour vous encoquiner et vous faire pleurer le sort d'autres, le mien point (80). Marne au diable".

Лакан и Co. так определяют проект исследования этих записей: "Мы лишь попытаемся показать, какой материал дают эти писания для точного изучения психопатологических механизмов. За основу будет взят случай, который кажется нам подлинным образцом".
В ходе анализа Лакан отмечает, что «в болезненном сознании невозможно выделить элементарный психосенсорный или чисто психический феномен, который был бы патологическим ядром, на которое реагировала бы личность, оставаясь нормальной. Психическое расстройство никогда не бывает изолированным." Кроме того, Лакан выделяет в этом случае "сущностный механизм, покоящийся на двойной основе": "интеллектуальный дефицит", который "отражается в интеллектуальной деятельности и поведении и, безусловно, составляет основу бредового убеждения" и "состояние страстной стеничности".

Эта сущностная "двойная основа" состоит из периодов "элементарных феноменов внешнего воздействия" и "периодов письменного выражения бредовых сюжетов". В этих "состояниях экзальтации концептуальные формулировки, будь то в бреду или в письменных текстах, не более важны, чем сменяющие друг друга слова песни. Они далеки от того, чтобы мотивировать мелодию, это она их поддерживает и при случае иногда узаконивает их вне-смыслие.
Это состояние стеничности необходимо для того, чтобы так называемые элементарные феномены, даже если они имеют психосенсорное соответствие, вызывали то бредовое согласие, которое нормальное сознание им отказывает. Точно так же и при письме дается только ритмическая формула, которая должна быть заполнена идейным содержанием, которое само себя представит".(«Инспирированные писания:Шизография»)

"Бредовое согласие" на "элементарные феномены", проявляющееся в состоянии “стеничнсти”, которое “имеет свой единый корень в эгоцентрической тенденции”- вот что будет определять логику бреда как попытки излечения.
Как будет меняться эта теория “элементарного феномена/бреда”, почему феномен “элементарный”, каково его место в перспективе синтома и клиники ординарных психозов - вот актуальные вопросы клиники. Вектор нашего исследования описывается ориентацией движения от сложного к элементарному. Продолжение следует на нашей Клинической секции.
Ирина Макарова
Использован перевод рабочей версии работы Лакана "Инспирированные писания: Шизография”, сделанный Аллой Сорокиной и Виттой Филатовой,
под ред. Ирины Север, Ирины Макаровой.
Made on
Tilda