"Речь идет о пациентке Марсель К., 34 лет, учительнице начальных классов, которая находится на лечении в психиатрической клинике в течение года. За полтора года до этого она впервые попала в клинику, но была сразу же выписана по просьбе своего отца, мелкого ремесленника" (Вдохновенные писания: Шизография").
Марсель К. представляет "бредовый паранойяльный эпизод", характеризуемый "полиморфным бредом", "ментальным автоматизмом", "элементарными навязанными феноменами или высказываниями внешнего воздействия" и “обильную письменную продукцию".
Случай Марсель К. интересен тем, что развязывание бреда происходит сначала на письме, и, к слову, у нас есть уникальная возможность читать сами записи, частично приведенные в тексте "Шизографии". Хотя в данном контексте "читать/понимать" - это как раз то, что не приблизит нас к пониманию каузальности психоза. Не верите?
Попробуйте понять тогда, например, то как Марсель определяет свой стиль: "Я хотела бы вас знать самыми небывалыми для сурка/сундука обезьяны (78), но вы ошеломлены, потому что я вас ненавижу настолько, что я хотела бы всех спасенными (79). Клятва Армии и Марны — чтобы вам досадить и заставить вас плакать удел других, но не мой (80). Марна к дьяволу."// "Je voudrais vous savoir les plus inédits à la marmotte du singe (78) mais vous êtes atterés parce que je vous hais au point que je vous voudrais tous sauvés (79). Foi d'Arme et de Marne pour vous encoquiner et vous faire pleurer le sort d'autres, le mien point (80). Marne au diable".
Лакан и Co. так определяют проект исследования этих записей: "Мы лишь попытаемся показать, какой материал дают эти писания для точного изучения психопатологических механизмов. За основу будет взят случай, который кажется нам подлинным образцом".
В ходе анализа Лакан отмечает, что «в болезненном сознании невозможно выделить элементарный психосенсорный или чисто психический феномен, который был бы патологическим ядром, на которое реагировала бы личность, оставаясь нормальной. Психическое расстройство никогда не бывает изолированным." Кроме того, Лакан выделяет в этом случае "сущностный механизм, покоящийся на двойной основе": "интеллектуальный дефицит", который "отражается в интеллектуальной деятельности и поведении и, безусловно, составляет основу бредового убеждения" и "состояние страстной стеничности".
Эта сущностная "двойная основа" состоит из периодов "элементарных феноменов внешнего воздействия" и "периодов письменного выражения бредовых сюжетов". В этих "состояниях экзальтации концептуальные формулировки, будь то в бреду или в письменных текстах, не более важны, чем сменяющие друг друга слова песни. Они далеки от того, чтобы мотивировать мелодию, это она их поддерживает и при случае иногда узаконивает их вне-смыслие.