Паранойя скрыта в современной классификации психических болезней. Вы не обнаружите ее как отдельную нозологическую единицу ни в DSM-5, ни в МКБ -10. Она рядится в другие диагнозы и выступает под маской, например, в МКБ 10 бредового расстройства, или патологии характера, уже без бреда, но в составе расстройства личности под титром параноидного расстройства личности.
Современная диагностика паранойи находится в плену маскарада, подобно пьесе Лермонтова «Маскарад», написанной в 1835 году. Бред страсти, ревности- одно из клинических проявлений психозов страсти, выделенных французским психиатром Клерамбо в отдельную группу страстные психозы, psychose passionelle, Лермонтов представил под маской социальной драмы. Лакан же не был согласен отделять страстные психозы от паранойи, чем вызвал гнев своего учителя Клерамбо. Ох, что не история, то страсть!
А история Лермонтова такова: Арбенин захвачен бредом страсти в его самом элементарном проявлении - в бреде ревности. Он отравляет ядом свою невинную жену. Она, невинная жертва, умирает на глазах зрителей. К слову, это была единственная пьеса, написанная Лермонтовым для театра, которая-таки и не была поставлена при его жизни. История постановок и цензуры пьесы сама по себе представляет собой скорее мелодраматический сериал с изобретением новых серий. Типа идеология Нетфликса прошлого.
Особенно интересна ситуация с 4 действием, которое сначала отсутствовало.
В нем появляется «Неизвестный». Арбенин узнает о невиновности жены и сходит с ума. Злодей наказан. Цензура удовлетворена. Зло не сходит с рук и справедливость восторжествовала: она в могилу, он - в сумасшедший дом. Кстати, были версии, где Нина оставалась в живых. Но она не прижилась. Последний раз я смотрела “Маскарад” в постановке Фокина в Александринском театре, где, на мой взгляд, он еще больше усилил клиническую интерпретацию “Маскарада”, “украсив” этот “сериал” монологом маньяка-убийцы нашего времени. Этим жестом он интерпретировал Арбенина в координатах паранойяльного преступления, раскрытого Лаканом.
.
“Маскарад” Лермонтова был написана в 1835 году, когда паранойя и эротомания еще не была выделена великими психиатрами. Интуиция Лермонтова здесь поражает точностью описания бреда страсти, то, чем захвачен главный персонаж, сразу двумя страстями - «идеализму и разочарованию (здесь это прекрасно рифмуется с трио, характеризующее страстные психозы Клерамбо “гордость, надежда, любовь”). Вот, в чем суть демонизма Арбенина. Он есть повторение «Демона», Печорина и самого Лермонтова…
Демон, которого выводит на сцену Лермонтов - это демон страсти и… паранойи под маской социальной драмы. Мейерхольд, работавший над постановкой пьесы в течение 6 лет, поставил пьесу в 1917 году, и ее премьера совпадает с Февральской революцией. «Маскарад» в постановке Мейерхольда любили называть «последним спектаклем царской России» и главным символом уходящей эпохи. «Лишь слабым контуром проступают фигуры людей, ведущих сложную интригу и порабощенных страстями», – писал в своей рецензии Эдуард Старк о «Маскараде». Под сорванными масками укрывался демон парнойи. Этот демон под масками великих идей и революций, будет еще не раз возвращаться в историю России …
Паранойя в истории психиатрии
История концепта паранойи сложна и запутанна. Сегодняшнему исследователю скорее всего придется поверить на слово, так, мне удалось обнаружить, что все же первое упоминание о паранойе было у Гризингер в 1845 году (2). Хотя здесь тоже нет никакой логики, кроме интуиции, поскольку он был одним из самых решительных сторонников идеи превращения психических расстройств в расстройства головного мозга. Гризингер предложил уникальную модель психоза, выражая различные расстройства: аффективные, идеативные и дефицитарные расстройства.
В 19 веке Крепелин включил паранойю в «démences précoces». Она была вставлена в узкую рамку, характеризующуюся коварством развития в зависимости от внутренних причин и в соответствии с непрерывной эволюцией устойчивой бредовой системы, которую невозможно поколебать, которая устанавливается с полным сохранением или устойчивостью ясности и порядка мысли, воли и действия. Кстати, в случае Арбенина Лермонтова мы можем это подтвердить. Эта точка зрения Крепелина на паранойю ставит под сомнение идею о том, что психическое заболевание порождает дефицит, инвалидность и нарушение поведения.
Что побудит Лакана сказать, что «это определение, написанное выдающимся клиницистом, примечательно тем, что оно пункт за пунктом противоречит всем данным клиники».
После появления во втором десятилетии XX века монографии Блейлера о шизофрении, последних изданий учебника Крепелина и трактата Ясперса по психопатологии понятие паранойи все больше размывалось психиатрией. Она оказалась растворенной, с одной стороны, в области шизофрении, а с другой - в области маниакально-депрессивного психоза.
Диссертация Лакана
Возвращаясь, к МКБ-10 , сладкая парочка паранойя и личность не являются порождением современной психиатрии, поскольку именно Лакан в своей диссертации в 1932 предпринял основательную попытку сблизить паранойю с личностью. Лакан заподозрил, что личность тесно связана с паранойей. И мы увидим дальше, чем обернется эта первоначальная интуиция в семинаре «Синтом». Диссертация Лакана не издана официально на русском языке, но переведена, как напомнили мне недавно коллеги, уже не раз на русский язык.
В диссертации Лакан открывается с неожиданной для многих стороны, особенно для тех, кто привык считать Лакана прежде всего психоаналитиком, страстным комментатором Фрейда и следующим после Фрейда Именем-Отца в психоанализе. Здесь он предстает в необычным для себя амплуа и находится, скорее, со стороны критики психоанализа. Делез, к примеру, явно не без злорадства, в одном из своих курсов в Венсанне (3) заявляет: «С удовольствием, я думаю, что диссертация Лакана, которую Лакан издал по поводу паранойяльного психоза, она еще от начала до конца пересекается с личностным представлением, и будет абсолютно противоположна тезисам, которые он будет развивать позже». Такая точка зрения на диссертацию
Лакана отталкивается от идеи первого жеста Лакан, который состоял в том, чтобы основать новую науку под названием «наука о личности». Это совсем не психоанализ, с его главным актором расщепленным субъектом и Другим, Но именно через эту несостоявшуюся науку, он пришел к психоанализу. На Клинической секции мы попробуем рассмотреть диссертацию Лакана «О паранойяльном психозе в его отношениях с личностью» не как ошибку на пути к открытию субъекта означающего, а как необходимый и уже следующий шаг к субъекту наслаждения и синтому!
Почему речь идет именно о личности? Этот вопрос не теряет своей актуальности и сегодня, поскольку теория личности не потеряла своего обаяния, снискав славу своей мнимой понятностью, не переставая соблазнять нас своими обещаниями развития и возможностью самоуправления, а также дразнить воображаемой гармонией. Но и это еще не все. Цель личности быть сильной личностью. Остается добавить лишь вопрос другой известной личности из культового фильма 90-х : «В чем сила, брат?»
продолжение следует…