Следующая клиническая секция "ПАРАНОЙЯ" состоится 21.12.24.
Следующая клиническая секция состоится 21.12.24. Поспешите участвовать!
Маскарад и демон паранойи
(к Клинической секции 21 декабря)







Паранойя скрыта в современной классификации психических болезней. Вы не обнаружите ее как отдельную нозологическую единицу ни в DSM-5, ни в МКБ -10. Она рядится в другие диагнозы и выступает под маской, например, в МКБ 10 бредового расстройства, или патологии характера, уже без бреда, но в составе расстройства личности под титром параноидного расстройства личности. Современная диагностика паранойи находится в плену маскарада, подобно пьесе Лермонтова «Маскарад», написанной в 1835 году. Бред страсти, ревности- одно из клинических проявлений психозов страсти, выделенных французским психиатром Клерамбо в отдельную группу страстные психозы, psychose passionelle, Лермонтов представил под маской социальной драмы. Лакан же не был согласен отделять страстные психозы от паранойи, чем вызвал гнев своего учителя Клерамбо. Ох, что не история, то страсть!

А история Лермонтова такова: Арбенин захвачен бредом страсти в его самом элементарном проявлении - в бреде ревности. Он отравляет ядом свою невинную жену. Она, невинная жертва, умирает на глазах зрителей. К слову, это была единственная пьеса, написанная Лермонтовым для театра, которая-таки и не была поставлена при его жизни. История постановок и цензуры пьесы сама по себе представляет собой скорее мелодраматический сериал с изобретением новых серий. Типа идеология Нетфликса прошлого.
Особенно интересна ситуация с 4 действием, которое сначала отсутствовало. В нем появляется «Неизвестный». Арбенин узнает о невиновности жены и сходит с ума. Злодей наказан. Цензура удовлетворена. Зло не сходит с рук и справедливость восторжествовала: она в могилу, он - в сумасшедший дом. Кстати, были версии, где Нина оставалась в живых. Но она не прижилась. Последний раз я смотрела “Маскарад” в постановке Фокина в Александринском театре, где, на мой взгляд, он еще больше усилил клиническую интерпретацию “Маскарада”, “украсив” этот “сериал” монологом маньяка-убийцы нашего времени. Этим жестом он интерпретировал Арбенина в координатах паранойяльного преступления, раскрытого Лаканом.
.
“Маскарад” Лермонтова был написана в 1835 году, когда паранойя и эротомания еще не была выделена великими психиатрами. Интуиция Лермонтова здесь поражает точностью описания бреда страсти, то, чем захвачен главный персонаж, сразу двумя страстями - «идеализму и разочарованию (здесь это прекрасно рифмуется с трио, характеризующее страстные психозы Клерамбо “гордость, надежда, любовь”). Вот, в чем суть демонизма Арбенина. Он есть повторение «Демона», Печорина и самого Лермонтова…
Демон, которого выводит на сцену Лермонтов - это демон страсти и… паранойи под маской социальной драмы. Мейерхольд, работавший над постановкой пьесы в течение 6 лет, поставил пьесу в 1917 году, и ее премьера совпадает с Февральской революцией. «Маскарад» в постановке Мейерхольда любили называть «последним спектаклем царской России» и главным символом уходящей эпохи. «Лишь слабым контуром проступают фигуры людей, ведущих сложную интригу и порабощенных страстями», – писал в своей рецензии Эдуард Старк о «Маскараде». Под сорванными масками укрывался демон парнойи. Этот демон под масками великих идей и революций, будет еще не раз возвращаться в историю России …





Made on
Tilda