Пунктуации из книги Мари-Элен Брусс «Женский способ наслаждаться», посвященные женскому вне гендера
«Они (женщины) ничего не говорят».
ЖАК ЛАКАН, «R.S.I.»
«Именно секрет придает блеск произведениям, скрывающим или, точнее, отрицающим кастрацию».
ЖАК-АЛЕН МИЛЛЕР, Silet
В Семинаре «Ещё» Лакан в 1972-1973 годах беспрецедентным образом подходит к сексуальности как вне, так и внутри поля психоанализа. Фактически это продвижение подразумевает эффект «отчаливания» от господствующего над нами дискурса.
О ЖЕНСКОЙ ПОЗИЦИИ ГОВОРЯЩИХ ТЕЛ
В «…или того хуже» Лакан высказывает следующее: «В начале есть мужчина и женщина, это прежде всего дело языка [1]». И в «Моменте для заключения» он продолжает: «Я же говорил вам, что пол — это то, что сказывается, изречение (un dire) [2]». Пол не зависит от образа тела, анатомии или гендера. То, что предложил здесь Лакан отличается от расхожих чеканных формулировок. Так что деваться некуда. Согласно Лакану половое различие, S₁ / S₂, является символическим регистром, эффектом метафоры: эффектом замены одного означающего другим, заверенным бороздами общепринятого дискурса. Фактически в «…или того хуже» Лакан уточняет, что «орган есть лишь инструмент посредством которого основывается любой инструмент — означающее [3]». Сказать «мужчина» и определить его через «орган», пенис, есть не более, чем эффект метафоры.
Женское вне гендера
Сегодня бинарность женщина / мужчина рушится под натиском прогресса современных движений общественного мнения, подрывающих редукцию сексуальных различий путем плюрализации гендерных категорий [...] И в этом случае Лакан, как выяснилось, смог предсказать, что вполне возможно и даже необходимо размышлять о половых различиях вне этой бинарности: уже в семинаре «От Другого к другому» мы обнаруживаем предложение третьего пола, которое он возобновит в более позднем семинаре.
Остается узнать, что же Лакан делает на этом Семинаре, связывая третий пол с двумя другими: с мужским и женским. «Кажется само собой разумеющимся, что их, пола, только два, но почему бы им не быть трем или более? [4]» В 1979 году в «Топологии и времени» он возвращается к этому: «Сексуальных отношений не существует, — вот мое высказывание. Что его дополняет? Потому что ясно, что люди — точнее те, кого мы называем таковыми, человеческие существа — занимаются любовью. Тому есть объяснение: возможность (заметим, что возможное мы определили как то, что перестает писаться) третьего пола. Почему их все еще два, объяснить трудно [5]». Речь здесь пойдет об этом акте «занятия любовью» и его составляющих: говорящем теле и перечеркнутом большом Другом, Ⱥ.
Способность Лакана к предвосхищению эволюции дискурсов господина основана на формализации, в которой он оперирует четырьмя дискурсами и борромеевым узлом [6]. В этом же семинаре он определяет Символическое через язык и его законы и, таким образом, через квантор всеобщности.
Гендер является эффектом социальных связей и власти; он не обусловлен природой. Научные достижения позволяют ему в наши дни больше не служить репродуктивной функции. Необходимо иметь это в виду, если мы хотим приблизиться к женской позиции в психоанализе. Власть дискурса господина, традиционного или нонконформистского, абсолютна для людей, которые, как говорящие субъекты, являются его эффектом. Как только мы используем слово «женщина» или «мужчина», как только мы говорим «мужчины», «женщины», мы вновь вводим категориальную логику (в данном случае «гендерную») дискурса господина, дискурса господства, и покидаем аналитический дискурс. Гендер связан с изречением, с тем, что сказывается (dire): сказанное мужчинами, сказанное женщинами, мужские изречения, женские изречения, dits-homme, dites-femmes, les dits-gay, les dites-lesbiennes, и т.д.; он универсализирует. Гендер является грамматическим.
Давайте поразмышляем о Фрейде и о двойном разделении, которое он проводит в субъективной конституции между идентификациями, с одной стороны, и выбором объекта, с другой [7]. Из этого следует, что гендеры относятся к порядку идентификации с господствующими означающими и не основаны на модальности наслаждения.
Итак, я хочу подойти к женскому без гендера (или гендеров), поскольку мы можем утверждать, что аналитический дискурс а-гендерен, в нем нужно услышать экивок: без гендера, но не без объекта а — не без объекта, определяющего сексуальное влечение. Не о женщинах или мужчинах пойдёт здесь речь, а о женском, независимо от заявленного или субъективируемого субъектом гендера. Что потребует строгой дисциплины выворачивания дискурса господина наизнанку, чтобы получить дискурс аналитический.
Женское по ту сторону фантазма
Говорящие существа разделяют одну и ту же форму сексуальности, независимо от того, гетеросексуальны они или нет — ту, что представляет собой или обеспечивается, как открыл ещё Фрейд, фантазмом. Благодаря обнаружению повторения фантазма в нескольких клинических случаях Фрейд показал, что архетип фантазма сводится к одной фразе. Это своего рода диспозитив, позволяющий получать сексуальное удовольствие независимо от пола. Особенность диспозитива наслаждения состоит в том, чтобы быть фразой или образом с тремя элементами; в случаях, изученных Фрейдом, фраза ребенка бьют связывала три элемента — того, кто бьет, того, кого бьют, и того, кто наблюдает сцену, — производя конъюнкцию между садомазохистским влечением и скопическим влечением, — так, что говорящее тело одновременно занимало три места: пассивное, активное и экстимное.
Лакан выводит алгоритм: $ ◊ a. Он выводит его на основе объекта прибавочного наслаждения или объекта а, определяемого им самим в качестве своего изобретения в психоанализе, значение которого постепенно уточняется в ходе его учения. Фантазм — это ключ к сексуальным наслаждениям говорящих существ. Наслаждение — это событие тела, локализованное в эрогенных зонах. С партнером (партнерами) или без, оно принципиально аутоэротично и подтверждает, что сексуальных отношений не существует. Это наслаждение испытывают все гендеры — парадоксальным образом мы находим в нем форму универсального.
Ещё, ещё
Вернемся к Семинару «Ещё». Мы находим в нем таблицу сексуации [8] — беспрецедентный вклад Лакана не только в область психоанализа, но и в знание в широком смысле: отказ от идеи комплиментарности сексуальных наслаждений.
Я утверждаю, что на так называемую мужскую сторону сексуации попадают все говорящие тела, люди (les hommes), в смысле человеческих существ. Я использую здесь неологизм LOM, который Лакан позволил услышать в 1975 году, чтобы обозначить: «LOM de base, в основе у него — одно тело и только как Одно» [9]. Обратите внимание, что LOM связан с говорящим телом и с существованием: с Одно-есть (имеется), а не с я существую (есть) или нехваткой-в-бытии. Жак-Ален Миллер в своем курсе Совсем Одно [10] детально прояснил появившуюся в самом последнем учении Лакана оппозицию между онтологией и генологией говорящих тел: оппозицию между я существую (есть) (je suis) и имеется (есть) (il y a), которую Лакан напишет слитно на манер неологизма «Yad'lun», «Одно-есть», «Одного имеется вдосталь» [11].
Наслаждение на стороне «LOM de base» организовано двумя формулами:
∃x Фx // ∀x Фx
Первая читается: «Существует такое х, что не фи от х». Существует х, не отвечающее фаллической функции, которую следует услышать как функцию кастрации: следовательно, это х — исключение из первоначальной потери, которую привносит в живое существо кастрация будучи эффектом языка. Введение этого исключения позволяет разграничить множество, целое (все), поскольку оно может быть полностью отрицаемо (nié).
Формула «Для всех х, фи от х» является всеобщей: все живые существа, которые говорят, попадают (tombent) под господство функции кастрации. Таким образом, здесь имеется наслаждение, которое отвечает на «нет» и на Имя Отца. Оно эдипально, поскольку сначала оно должно быть запрещено, чтобы быть разрешенным. Функция кастрации, которую часто представляют, смешивая фаллос с пенисом, должна быть строго определена как языковая функция. Для человеческих существ нет доступа к сексуальному наслаждению без языка. Исключением из одного (un), содержащейся в «существует одно», является элемент, который, ускользая от множества, позволяет нам постулировать универсальное множество, которое само по себе не находится в регистре существования. Это множество отвечает на всеобщность кастрации, которая определяется как потеря наслаждения тела, подразумеваемая языком, а вместе с ним — речью и дискурсом. Наслаждение сводится к языковому диспозитиву фантазма. Оно гнездится в объекте прибавочного наслаждения, объекте а, вследствие нехватки-в-бытии, присущей субъекту.
Другая сторона таблицы сексуации высвобождает логическое пространство, которое не является ни добавочным к так называемой мужской стороне, ни ей противолежащим. Лакан определяет его как «дополнительное». Хотя все LOM подпадают под так называемую «мужскую» сторону, однако не все они и не всегда подпадают под так называемую «женскую» сторону сексуации.
∃x Фx // ∀x Фx
В двух формулах, написанных здесь Лаканом: «Не существует такого х, что не фи от х» и «Не все х, фи от х», кванторы «существует» и «для всех» отрицаются — это изобретение. Лакан делает матрицей так называемой женской стороны сексуации, Другое наслаждение, JȺ, возникающее случайным образом, алеаторно, в дополнениек фаллическому наслаждению. «Каждому говорящему [...] позволено [...] в эту часть вписаться [12]», — подчеркивает он.
Речь не идет о «мужчины — направо, женщины — налево», распределении мужчин с одной стороны, а женщин с другой, как это принято в религиях, раздевалках или общественных уборных, да и вообще в любом институционализированном социальном порядке. Более того, одним из примеров, взятых Лаканом в отношении такого женского, является святой Иоанн Креститель, который уточняет: «когда мы мужчины, нас не принуждают ставить себя на сторону ∀xФx [13]». Поэтому гендер здесь не играет роли, как и анатомия. Рассматриваемое множество не образует целого (un tout), оно открыто, неконсистентно, текуче.
Именно эту так называемую женскую сторону сексуации я хочу развернуть в определенных клинических модусах. Я не претендую на исчерпывающее освещение данной проблематики: это противоречило бы определяемому таким образом логическому пространству не-всего. Я лишь попытаюсь прояснить то, что, как мне кажется, отклонит некоторые возможные варианты этого не-всего, исходя из сказанного анализантами.
ГЕТЕРОС В РЕЧАХ АНАЛИЗАНТОВ
Мэри Бирд в недавно опубликованной небольшой работе «Женщины и Власть. Манифест» [14], упоминает молчание как характеристику женского на протяжении всей истории. По общему признанию, она делает из этого манифест в воинственной и феминистской манере. Следовательно, из изученных здесь клинических данных вытекает вовсе не та ориентация. Но сохраним, однако, эту точку: молчание как весомый элемент в подходе к не-всему, как форма речи и языка в данном контексте.
Фрейд в своем изобретении фантазма начинает с повторения одного и того же сценария у разных субъектов. В этом исследовании я опираюсь на повторении сходных элементов примерно в пятнадцати клинических случаях. Из пятнадцати субъектов, которые были у меня в анализе, двое не были матерями. Следовательно, мы можем утверждать, что часть не-всего, о котором идет речь, вне-существует в позиции матери. Жак-Ален Миллер, начиная с 1992 г., несколько раз подходил к разработке модальностей этих двух позиций: матери и женщины [15]. Будучи различными они тем не менее не дополняют друг друга, но и не противоречат друг другу. Эти субъекты женаты/замужем, у них есть парень или девушка или они одни (célibataires). Они говорят на разных языках и принадлежат к разным культурам. Я представлю некоторые высказывания из их случаев. Мы подойдем к ним мёбиусовским способом. В отличие от модели глубинного бессознательного, переход от сознания к бессознательному и обратно, следует траектории ленты Мёбиуса.
Распыленные означающие
Некоторые термины в речах анализантов, выпархивающих из разных уст, возвращаются, рассеиваются. Их повторение захватило меня и я составила список, рой, essaim, если использовать термин Лакана, из их внезапных появлений. Essaim созвучно S₁, но отличается от него: «Аналитическая теория отмечает разделение Одного на два уровня. Первый уровень: Одно — это одно, которое повторяется [16]». На втором уровне: «Одно, о котором идет речь в S₁, которое производит субъекта, идеальная точка, скажем, в анализе, идет вразрез Одному, о котором идет речь в повторении, Одному как Совсем Одному». Здесь речь будет идти о первом уровне Одного.
Я использую личное местоимение «она», чтобы показать, что эти означающие возникают из женской позиции наслаждения.
Скрывать
– Она говорит: «Я разговариваю с мужчиной. Он писатель. Разговор с ним дает мне непередаваемое ощущение, что меня слышат, как будто мы поняли друг друга. Я не знаю, почему принципиально делать скрываясь от всех (en cachette de tous), включая моего мужа. Между нами не может быть и речи о сексе. Речь идет о том, чтобы не прояснять какие-то вещи, не проговаривать их. Это загадочно даже для меня».
– Она говорит: «Это случилось со мной, когда я была совсем маленькой, на отдыхе с родителями. Встреча с незнакомым мальчиком в чужой стране. Сбежать. Находить его каждую ночь, cкрываясь от всех. Я приходила домой в пять утра, залезая через окно. Удовлетворение вне семьи, вне связей, вне времени.
– Она говорит: «Я прячусь (je me cache), подобно тому как я одевалась, скрывая свое тело, когда я была подростком. Я прячусь от взгляда. Хотя, что тут скрывать? Помню первый роман из моего детства "Лили и тайное завещание"».
Непослушная-смыслу
Она говорит: «Эта моя ужасная склонность всегда немного не подчиняться (désobéir), каковы бы ни были правила, считаю ли я их справедливыми или несправедливыми, необходимыми или нелепыми. Для меня ослушаться, не подчиниться полностью, сродни маленькой зависимости, известной только мне. В большинстве случаев оно даже не имеет реальных последствий. Тайное удовлетворение, чтобы показать, что человеческий закон законом всемирного тяготения отнюдь не является. Смутный намек на вину. Это действительно бесполезное удовлетворение. Иногда даже опасное. Или спрашивая об этом я ему противоречу? Какая глупость, это навязчивое непослушание! (désobéissance compulsive)»
Анонимно, вне имени
– Она говорит: «Я была на рабочих выходных с ребенком. Когда пришло время, я пошла уложить его спать в его комнате. Потом вернулась на собрание. Мы не разговаривали друг с другом, мы вместе пошли в его палатку. Я не знала его имени. Мы легли спать, мы разделись. Событие в моем теле, беспрецедентное. Оно продолжалось какое-то время, хотя после того, как я узнала его контакты, которые не вызвали у меня особого интереса, та же самая анонимность срабатывала».
– «Она говорит: «Я видела его всего два или три раза. Он привлек мое внимание, но я даже не знала его имени. Он был совершенно посторонним. То же влечение, то же удовлетворение, но на этот раз сильная тревога».
– Она говорит: «Я его не знаю. Я не знаю, кто он. Он начинает присылать мне все более и более срочные сообщения. Я хочу этого больше всего на свете. Я встречаюсь с ним и объясняю ему, что это невозможно. Он понимает и уходит. Тогда меня охватывает ужасная печаль, переходящая в приступ тревоги. Это состояние не связано с нехваткой. Оно возникает не потому, что он ушел. Выкладывая свое фото в соцсети, по его клику я вижу, что он его посмотрел. Спадает тревога. «Посмотрите, где я». Я знаю, что он на меня подписан. Его взгляд не отводится».
– Она говорит: Однажды, когда мне было двадцать лет, я была за границей. Я встретила его в пустыне. Он пригласил меня к себе в домой. Мы жили вместе три недели. Я даже не знала его имени. Потом я вернулась на учебу. Он — единственная большая любовь моей жизни».
Молчание, вне речи
– Она говорит: «Важным моментом, я думаю, является молчание. Я интерпретировала молчание как секрет. Не переусердствуйте со словами. Моя мать, я все время заставляла ее говорить, чтобы она не молчала.
– Она говорит: «Я не могу заниматься любовью с мужчиной, который говорит. Мне нужно молчание».
Исчезновение
– Она говорит: «Из моего предыдущего анализа осталось слово discrète, скромная, сдержанная, неприметная женщина».
– Она говорит: Как только появляется навязывающийся мне авторитет, я словно исчезаю. Я становлюсь неприступной, потому что мне нечего терять, заберите меня отсюда. У меня другой способ существования. Это отсылает меня к одной из форм одиночества. Наконец она появляется. Но это не влияет на мое желание, это не мешает узнать меня, несмотря на большое количество людей. Например, я хорошо училась, но чего-то избежала, именования. Тайком, скрываясь».
– Она говорит: «Я с нетерпением ждала своего сеанса анализа. Но в конце концов, не задумываясь, я сбежала».
– Она говорит: «Исчезнуть, не показывать себя».
– Она говорит: «Что-то порядка стирания. Попробуй не быть, не показываться. Вот так я выбирала своих партнеров: прятаться за ними, чтобы они занимали собой все пространство, как за ширмой речи (un écran de parole). В день аварии, малыш, меня не было на месте происшествия. Меня там не было. Не демонстрировать никаких проявлений нежности. Уклоняться от всех просьб и соблюдайте дистанцию».
– Она говорит: «Спрятаться за мужчину, который говорит за меня, оставаться в тени».
– Она говорит: «Запертая в своем футляре. Закрытое место».
– Она говорит: «Я заперта. Словно в броне».
– Она говорит: «Прежде всего, позволь мне забыть».
– Она говорит: «Он сказал мне: «Как будто тебя не было рядом».
– Она говорит: «Слово, которое постоянно всплывает как лейтмотив: soltarse, проиграть, сдаться».
– Она говорит: «С самого детства я сплю. Это то, что я люблю делать больше всего».
– Она говорит: «В своем анализе я говорила во время сеансов, я была тем, что говорила. Мой аналитик cкандировал: «Где вы?» и снова «Где вы?»...
— Она говорит: «Ни в одном месте, нигде, мне хотелось бы быть просто прохожей».
Через эти четыре повторяющиеся означающие я собираюсь ввести в игру три измерения: Воображаемое, Символическое и Реальное, прежде чем вписать их в схему, форма которой пришла ко мне из графического изображения, построенного Лаканом в XX Семинаре [17].
ГЕТЕРОТИЗМ ИЛИ ЭРОТИЗМ ПУСТОТЫ
Жак-Ален Миллер подчеркивает, что в самом последнем учении Лакан, не отрицая влияния наслаждения, связанного с запретным, «выделил несимволизируемое, невыразимое наслаждение, сходное с «бесконечным» [18], как «бурлящий гейзер неисчерпаемой жизни», наслаждение, о котором невозможно вымолвить ни слова, «вне означающего», не поддающееся кастрации, «наслаждение, сведенное к событию тела». Следуя этой ориентации, я предлагаю термин гетеротизм.
Слово «гетеро», согласно словарю, присутствует в разговорном французском для обозначения человека с сексуальными предпочтениями лиц противоположного пола. Это забавное определение; имея дело с семантическим полем сексуального союза, оно сразу же выдвигает на первый план противопоставление, конфликт между двумя полами. Действительно, они противостоят в «другом», о котором он говорит. Но здесь речь идет о значении слова гетерос (heteros) в древнегреческом языке, означающее «согласие на урегулирование»: гетерос наслаждение, наслаждение, отличное от фаллического наслаждения, женское наслаждение, эротизм, характерный для женского. Как говорит Лакан в семинаре «Ещё» о том, кто это испытывает: «это наслаждение тем, что она не-вся [...] благодаря которому она отсутствует в себе самой, отсутствует как субъект [19]». Однако это отсутствие себя не делает ее отличной от своего тела, потому что «любовь, даже имея отношение к Одному, выйти из себя никому возможности не дает [20]». Если «бытие [есть] то, что в языке наиболее завуалировано [21]», это отсутствие в себе самой как субъекта порождает существование в парадоксальной форме пустоты в теле.
Анализанты, слова которых я только что процитировала, ясно отделяют определенные переживания наслаждения от других способов удовлетворения, которые, однако, им не чужды: наслаждения, которое навязывает себя и заставляет их отсутствовать в самих себе, других в самих себе или самих себя. Чтобы объяснить эти переживания наслаждения, я предлагаю (на 78 странице этой книги) рисунок гетеротизма, который я прокомментирую.