«Желание и его интерпретация". Семинары. Книга 6. Жак Лакан

В 2021 году в русскоязычном переводе увидел свет 6 Семинар Ж.Лакана
"Желание и его интерпретация"

Предисловие Жака-Аллена Миллера к французскому изданию MARTINIERE BL; LA MARTINIERE edition, 2013 г.:

"Что показывает Лакан? Что желание не является биологической функцией; оно не связано с природным объектом; что его объект фантазматичен. Из-за этого желание экстравагантно. Оно ускользает от того, кто хочет его обуздать. Оно играет с вами злую шутку. Но также, если его не признать, оно производит симптом. В анализе речь идет об интерпретации, то есть о прочтении в симптоме того послания желания, которое он таит в себе.
Желание вводит в заблуждение, с другой стороны оно приводит к изобретениям, играющим роль компаса. У каждого вида животных есть свой (естественный) компас, единственный в своем роде.У человеческого рода компасы множественны: это монтажи означающих, дискурсы.
Они говорят нам, что делать: как думать, как наслаждаться, как размножаться. Однако фантазм каждого остается не сводим к общим идеалам.
До недавнего времени наши компасы, какими бы разными они ни были, указывали в одном направлении: на Отца. Патриархат считался антропологической неизменной величиной. Его упадок ускорился с равенством условий, возвышения капитализма и господством технологий. Мы покидаем эпоху Отца.
Устаревший дискурс вытесняется другим. Инновации вместо традиций. Вместо иерархии – сеть. Привлекательность будущего торжествуют над грузом прошлого. Женское берет верх над мужским. Там, где раньше существовал неизменный порядок, трансформационные потоки непрерывно раздвигают границы.
Фрейд - ровесник Отца. Он многое сделал для его спасения. Церковь, наконец, осознала это. Лакан пошел по пути, проложенному Фрейдом, но это привело его к мысли, что Отец - это симптом. Он показывает это на примере Гамлета.
То, что мы сохранили от Лакана - формализация "Эдипа", акцент на Имени Отца - был лишь его отправной точкой. Семинар VI меняет эту формулировку: Эдип не единственное решение желания, он лишь его стандартная форма; он патогенен; и он не исчерпывает судьбу желания. Отсюда и похвала перверсии, которым заканчивается этот том. Лакан придает ей значение бунта против идентификаций, обеспечивающих поддержание заведённого социального порядка.
Семинар провозгласил "реорганизацию ранее установленных порядков", даже их распад". Мы здесь. Лакан говорит о нас."

Жак-Ален Миллер

"Que montre Lacan? Que le désir n'est pas une fonction biologique; qui'il n'est pas coordonné à un objet naturel; que son objet est fantasmatique. De ce fait, le désir est extravagant. Il est insaisissable à qui veut le maîtriser. Il vous joue des tours. Mais aussi, s'il n'est pas reconnu, il fabrique du symptôme. Dans une analyse, il s'agit d'interpréter, c'est-à-dire de lire dans le symptôme le message de désir qu'il recèle.
Si le désir déroute, il suscite en contrepartie l'invention d'artifices jouant le rôle de boussole. Une espèce animale a sa boussole naturelle, qui est unique. Dans l'espéce humaine, les boussoles sont multiples : ce sont des montages signifiants, des discours. Ils disent ce qu'il faut faire : comment penser , comment jouir, comment se reproduire. Cependant, le fantasme de chacun demeure irréductible aux idéaux communs.
Jusqu'à une époque récente, nos boussoles, si diverses qu'elles soient, indiquaient toutes le même nord : le Père. On croyait le patriarcat un invariant anthropologique. Son déclin s'est accéléré avec l'égalité des conditions, la montée en puissance du capitalisme , la domination de la technique. Nous sommes en phase de sortie de l'âge du Père.
Un autre discours est en voie de l'ancien. L'innovation à la place de la tradition. Plutôt que la hiérarchie, le réseau. L'attrait de l'avenir l'emporte sur le poids du passé. Le féminin prend le pas sur le viril. Là où c'était un ordre immuable, des flux transformationnels repoussent incessamment toute limite.
Freud est de l'âge du Père. Il a beaucoup fait pour le sauver. L'Église a fini par s'en apercevoir. Lacan a suivi la voie frayée par Freud, mais elle l'a conduit à poser que le Père est un symptôme. Il le montre ici sur l'exemple d'Hamlet.
Ce que l'on a retenu de Lacan – la formalisation de L'Œdipe, l'accent mis sur le Nom-du-Père – n'était que son point de départ. Le Séminaire VI déjà le remanie : L'Œdipe n'est pas la solution unique du désir , c'est seulement sa forme normalisée ; celle-ci est pathogène ; elle n'épuise pas le destin du désir. D'où l'éloge de la perversion qui termine le volume. Lacan lui donne la valeur d'une rébellion contre les identifications assurant le maintien de la routine sociale.
Ce Séminaire annonçait «le remaniement des conformismes antérieurement instaurés , voire leur éclatement » . Nous y sommes. Lacan parle de nous."

Jacques – Alain Miller

Champ Freudien collection fondée par Jaques Lacan

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
I. Построение графа
II. Дополнительные объяснения

ЖЕЛАНИЕ В СНОВИДЕНИИ
III. Сновидение о мертвом отце "Он не знал, что был мертв"
IV. Сновидение маленькой Анны
V. Сновидение о мертвом отце "Согласно его пожеланию"
VI. Введение в объект желания
VII. Фаллическое опосредование желания

О СНОВИДЕНИИ, ПРОАНАЛИЗИРОВАННОМ ЭЛЛОЙ ШАРП
VIII. Покашливание как сообщение
IX. Фантазм лающей собаки
X. Образ вывернутой перчатки
XI. Жертва табуированной королевы
XII. Смех бессмертных богов

СЕМЬ ЛЕКЦИЙ О ГАМЛЕТЕ
XIII. Невозможный поступок
XIV. Западня для желания
XV. Желание матери
XVI. У Другого Другого нет
XVII. Объект Офелия
XVIII. Скорбь и желание
XIX. Фаллофании

ДИАЛЕКТИКА ЖЕЛАНИЯ
XX. Фундаментальный фантазм
XXI. Форма разреза
XXII. Разрез и фантазм
XXIII. Функция субъективной щели в перверсивном фантазме
XXIV. Диалектика желания у невротика
XXV. Объект и его или... или...
XXVI. Функция splitting в перверсии

ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ВСТУПЛЕНИЕ
XXVII. В направлении сублимации

Приложение:

К семинару о желании: заметки на полях
Несколько полезных ссылок и привходящих ассоциаций,
предложенных Жаком-Аленом Миллером








Made on
Tilda