В 2021 году в русскоязычном переводе увидел свет 6 Семинар Ж.Лакана
"Желание и его интерпретация"
Предисловие Жака-Аллена Миллера к французскому изданию MARTINIERE BL; LA MARTINIERE edition, 2013 г.:
"Что показывает Лакан? Что желание не является биологической функцией; оно не связано с природным объектом; что его объект фантазматичен. Из-за этого желание экстравагантно. Оно ускользает от того, кто хочет его обуздать. Оно играет с вами злую шутку. Но также, если его не признать, оно производит симптом. В анализе речь идет об интерпретации, то есть о прочтении в симптоме того послания желания, которое он таит в себе.
Желание вводит в заблуждение, с другой стороны оно приводит к изобретениям, играющим роль компаса. У каждого вида животных есть свой (естественный) компас, единственный в своем роде.У человеческого рода компасы множественны: это монтажи означающих, дискурсы.
Они говорят нам, что делать: как думать, как наслаждаться, как размножаться. Однако фантазм каждого остается не сводим к общим идеалам.
До недавнего времени наши компасы, какими бы разными они ни были, указывали в одном направлении: на Отца. Патриархат считался антропологической неизменной величиной. Его упадок ускорился с равенством условий, возвышения капитализма и господством технологий. Мы покидаем эпоху Отца.
Устаревший дискурс вытесняется другим. Инновации вместо традиций. Вместо иерархии – сеть. Привлекательность будущего торжествуют над грузом прошлого. Женское берет верх над мужским. Там, где раньше существовал неизменный порядок, трансформационные потоки непрерывно раздвигают границы.
Фрейд - ровесник Отца. Он многое сделал для его спасения. Церковь, наконец, осознала это. Лакан пошел по пути, проложенному Фрейдом, но это привело его к мысли, что Отец - это симптом. Он показывает это на примере Гамлета.
То, что мы сохранили от Лакана - формализация "Эдипа", акцент на Имени Отца - был лишь его отправной точкой. Семинар VI меняет эту формулировку: Эдип не единственное решение желания, он лишь его стандартная форма; он патогенен; и он не исчерпывает судьбу желания. Отсюда и похвала перверсии, которым заканчивается этот том. Лакан придает ей значение бунта против идентификаций, обеспечивающих поддержание заведённого социального порядка.
Семинар провозгласил "реорганизацию ранее установленных порядков", даже их распад". Мы здесь. Лакан говорит о нас."
Жак-Ален Миллер