Клинический семинар «Фантазмы ... в ординарных психозах»

Клинический семинар «Фантазмы ... в ординарных психозах»

Афиша Егор Цветков
Уважаемые коллеги, приглашаем вас принять участие в семинаре «Клиника сингулярности»
«Фантазмы.. в ординарных психозах».

9 апреля. 2022 11:00- 12.30
Очно/он-Лайн (ссылка в конце)

«Фантазм реализуется в психозе и воображаем в неврозе»
Ж.-А. Миллер «Produire le sujet?»

Выступления:
Я.Сюрменко «Фантазмы, захваченные образами».
Е. Ермаков «Патологический траур и «отброшенное бытие».
С участием И. Макарова, член НЛШ,


«Фантазм Раскольникова»
Введение
В своей книге «Реперы для ординарных психозов», которая стала предметом изучения участников нашего семинара, Ж.К. Малеваль отмечает, что Лакан, скорее, не приходит к выводу о том, что психотический субъект не обладает фантазмом, он «ориентирован поиском особенности фантазма в психозе. В «Вопросе предваряющем любое возможное начало психоза», а также в семинаре по психозам , он упоминает о фантазме в связи с интуицией, которая возникает (навязывается) Шреберу на заре его психоза»: «как прекрасно было бы быть женщиной, готовой совершить совокупление».
Малеваль задается вопросом: «Эта идея, возникающая в полусне, действующим как томограф я и ориентирующая в дальнейшем конструкцию бреда заслуживает ли она того, чтобы назваться фантазмом? Речь не идет о фундаментальном фантазме невротика, но множественных фантазмов. Налицо многие признаки уместности такого сопоставления с точки зрения Малеваля: наслаждение субъекта заключено во фразе, соотнесенность с хрупким образом я, и в последствии, управление этой идеи существованием Шребера.
Важно, что эта идея возникает в сознании и в дальнейшем ее развитие происходит из за «плохой встречи» /«mauvaise rencontre».
Однако, отмечает Малеваль функция фантазма в различных клинических проявлениях в ординарных психозах не стала пока объектом множественных исследований. Что ж наш семинар и его участники внесут свой вклад в исследование фантазмов в ординарных психозах в русскоязычном поле.

В русской литературе есть сам за себя говорящий пример- Родион Раскольников. Многочисленные критики, пытавшиеся объяснить акт убийства ,усматривали причину этого в «бедности», «мучительностью поисков смысла» , «фигуре отца» и сосредоточили свое внимание на «вине» и муках совести Раскольникова после.
Наше исследование - вернуться к началу , «зарницам» и потом к монологу, который больше всего поражает здесь: «Я просто убил; для себя убил, для себя одного: а там стал ли бы я чьим-нибудь благодетелем или всю жизнь, как паук, ловил бы всех в паутину и из всех живые соки высасывал, мне, в ту минуту, всё равно должно было быть!.. И не деньги, главное, нужны мне были, Соня, когда я убил; не столько деньги нужны были, как другое… Я это всё теперь знаю… Пойми меня: может быть, тою же дорогой идя, я уже никогда более не повторил бы убийства. Мне другое надо было узнать, другое толкало меня под руки: мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею…»

Мы видим, как идентификация с отбросом, «задавленным бедностью», униженный и оскорбленный, толкает к переходу к акту -тет выхода субъекта перечеркнутого на сцену.

Или как пишет Малеваль :
«Травматическая сцена покинутости или отвержения, которая постоянно присутствует в сознании и в которой субъект находит источник своих трудностей, является клиническим признаком, который должен привлечь внимание. […] Известно, как часто в истории истериков происходят сцены соблазнения, точно так же следует подчеркнуть, что многие ординарные психотики подчеркивают сцену отвержения, в которой они занимают место выпавшего объекта».

У Раскольникова такая «говорящая» о расщеплениие фамилия и фантазм «бесценного» человека? Как вы видите, вопросов много, это лишь небольшая подводка к дискусси на нашем семинаре!
Ирина Макарова

рег.сбор- 500 руб

регистраиця :
https://us02web.zoom.us/.../tZEqcu-srjguHNypNNSNgG...

После регистрации вы получите электронное письмо с подтверждением, содержащее информацию о входе в конференцию.

Афиша Егор Цветков
Made on
Tilda