ЗАКЛЮЧЕНИЕВ 1955 году, задолго до представления логики сексуации в «
Ещё», возвращаясь к понятию влечения смерти у Фрейда, Лакан высказал следующее: «психоанализ Эдипа заканчивается только в Колоне». Странное место, этот Колон. Изгнанный из Фив на долгие годы, скитаясь по дорогам со своей дочерью, Эдип прибывает в Колон — место, где смешиваются священные и профанные пространства, пограничное место. Когда я пишу эти строки, я невольно начинаю размышлять о так называемых «мигрантах, которые странствуют, блуждают (errent) по миру в XXI веке». Но Колон — это также место, где Эдип исчезает. Невозможно сказать, что с ним происходит. Финальная сцена последней написанной Софоклом трагедии показывает как Эдип растворяется в воздухе, исчезая в чёрной дыре и в пустоте. Он становится чистой энергией и его могила царит (opère), будучи скрытой.
Переход от анализанта к аналитику мобилизует логику
pas-tout, логику
не-всего и совершает прыжок, погружение, ныряние в
неизвестное,
inconnu — написанное, как вы пожелаете, через
in или
Un:
не-известное или
Одно-известное.
На самом деле, речь идет о согласии занять место, которое Ж.-А. Миллер в своем курсе 2007-2008 годов характеризует как «place de
plus personne» — «место
более никого». Пустота, к которой я обращалась в этой книге, содержится в лакановском термине «
nullibiété», «
нигдейность» [41] — неологизме [42], который он вводит и признает за местом, где более никого (lieu de plus personne). Он разрабатывает отрицание квантора всеобщности, «этого особого квантора» ∀, и утверждает, что «в аналитическом дискурсе нет ничего всеобщего, ничего универсального». Сказанное Лаканом [43] отсылает, как подчеркивает Жак-Ален Миллер, к статусу, который он придает женскому, женской сексуации, построенной на
нет для всех х, на
не-всем. Отмечая, что истина связана с наслаждением, он предлагает следующее: «истина говорит о себе: я противоречу себе, я отрицаю, я скрываюсь, я защищаюсь». Там, где
более никого, в этой дополнительной, неконсистентной зоне случайности, субъективная истина меняет статус, бессознательное тоже: оно становится чистой
motérialité, motериальностью,
слово-материей, двусмысленность вносит вклад в опустошение смысла; молчание и слова скользят по направлению к пустоте. Пустоте — чёрной дыре события тела.
МЭБ «Женская модальность наслаждаться»Перевод с французского: Полины Чижовой, Егора Цветкова
[1] Lacan J., Le Séminaire, livre XIX, ...ou pire (1971-1972), texte établi par J.-A. Miller, Paris, Seuil, coll. Champ Freudien, 2011, p. 40.
[2] Lacan J., Le Séminaire, livre XXV, « Le moment de conclure» (1977-1978), leçon du 15 novembre 1977, publiée sous le titre «Une pratique de bavardage », Ornicar ?, n° 19, 1979, p. 6.
[3] Lacan J., Le Séminaire, livre XIX, ou pire, op. cit., p. 17.
[4] Lacan J., Le Séminaire, livre XVI, D'un Autre à l'autre (1968-1969), D texte établi par J.-A. Miller, Paris, Seuil, coll. Champ Freudien, 2006, p. 222.
[5] Lacan J., Le Séminaire, livre XXVI, La topologie et le temps » (1978-1979), leçon du 9 janvier 1979, inédit.
[6] Cf. Lacan J., Le Séminaire, livre XVII, L'envers de la psychanalyse. op. cit. & Le Séminaire, livre XXIII, Le Sinthome, op. cit.
[7] Cf. Freud S., Nouvelles conférences d'introduction à la psychanalyse (1936), Paris, Gallimard, NRF, 1984, p. 90. Le lien entre l'identification et le choix d'objet est un fil rouge dans l'œuvre de Freud.
[8] Tableau de la sexuation reproduit supra, p. 28.
[9] Lacan J., Joyce le symptôme », Autres écrits, op. cit., p. 565 & sq.
[10] Miller J.-A., « L'orientation lacanienne. L'Un-tout-seul », op. cit., cours du 6 avril 2011.
[11] Lacan J., Le Séminaire, livre XIX, ...ou pire, op. cit., p. 127-128 & 185-186.
[12] Lacan J., Le Séminaire, livre XX, Encore, op. cit., p. 74.
[13] Ibid., p. 70.
[14] Cf. Beard M., Les Femmes et le pouvoir, Paris, Perrin, 2018.
[15] Cf. Miller J.-A., « Médée à mi-dire » & « Mèrefemme », La Cause du désir, nº 89, op. cit., p. 113-114 & 115-122.
[16] Lacan J., Le Séminaire, livre XIX,...ou pire, op. cit., p. 165.
[17] Cf. Lacan J., Le Séminaire, livre XX, Encore, op. cit., p. 83.
[18] Miller J.-A, « L'orientation lacanienne. L'Un-tout-seul », op. cit.. cours du 2 mars 2011.
[19] Lacan J., Le Séminaire, livre xx, Encore, op. cit., p. 36. 20. Ibid., p. 46.
[21] Ibid., p. 40.
[22] Cf. Lacan J., Le Séminaire, livre XXIII, Le Sinthome, op cit., p. 50: Ce n'est pourtant pas par hasard, [...] que ce soit dans l'imaginaire que je mette le support de ce qui est la consistance ».
[23] Ibid.
[24] Ibid., p. 55.
[25] Cf. Lacan J., Le Séminaire, livre XVI. D'un Autre à l'autre, op cit.
[26] Lacan J., Position de l'inconscient, faits, op cit., p. 39
[27] Freud S., La question de l'analyse profane (1926), Euvres complètes, t. XVIII, Paris, PUF, 2002, p. 36.
[28] Cf. Lacan J., Le Séminaire, livre XXII, Le Sinthome, op. cit., p.: 50.
[29] Lacan J., Le Séminaire, livre XVI, D'un Autre à l'autre, op. cit., p. 314.
[30] D'après Lacan J., « De la structure comme immixtion d'une altérité préalable à un sujet quelconque ». Conférence à Baltimore. (1966), La Cause du désir, nº 94, octobre 2016, p. 10.
[31] Ibid., p. 13.
[32] Cf. Freud S., Au-delà du principe de plaisir (1920), chap. II, Paris. Payot, 2010.
[33] Miller J.-A., « Médée à mi-dire », op. cit., p. 113.
[34] Cf. ibid., p. 79.
[35] Ibid.
[36] Ibid., p. 56.
[37] Ibid., p. 55-56.
[38] Lacan J., Le Séminaire, livre xx, Encore, op. cit., p. 68.
[39] Ibid., p. 59.
[40] Cf. Lacan J., « Télévision », op. cit., p. 540.
[41] Miller J.-A., « L'orientation lacanienne. Tout le monde est fou»,
op. cit.[42] Cf. Lacan J.,
Le Séminaire, livre XVI,
D'un Autre à l'autre,
op. cit., p. 327: «
nullibiété [...] qui désigne la qualité de ce qui n'est nulle part ».
[43] Cf. Lacan J., « Journal d'
Ornicar? Lacan pour Vincennes ! »,
op. c cit.