Клиническая секция
6 декабря 2025
10:00
От расстройства сна
к раз-тройству сна
От расстройства сна к раз-тройству сна.

“Ой, то не вечер, то не вечер, мне малым-мало спалось, ой, да во сне привиделось” в завораживающем исполнении мужского хора Сретенского монастыря воспроизводит вполне тривиальную ситуацию: человеку приснился плохой сон, и он получает интерпретацию: «Пропадет твоя буйна голова». То есть текст сновидения и будущее связываются воедино в народной песне из 18 века, известной также как “Сон Степана Разина”. 
Что же нового сегодня в толковании сновидений? И связано ли сновидение с будущим?

Начнем с того, что в современной классификации психических болезней «ночные кошмары» толкуются как расстройства сна неорганической этиологии (F51.1). Также к расстройствам сна согласно МКБ-10 относятся бессонница, повышенная сонливость, нарушений цикличности сна и т.д. Важно, на мой взгляд, то, что, к расстройству относятся не только продолжительность, цикличность и сложность с засыпанием, но и само «содержание сновидения». Является ли «ночной кошмар» действительно расстройством сна? Как сориентироваться в этом вопросе? 

Назад к Фрейду.

Есть три положения Фрейда о сновидении, которые могут стать точкой отсчета в нашем исследовании: королевская дорога к познанию бессознательного, исполнение желания и охранник сна. Фрейд не просто говорил о толковании сновидений, он стал первооткрывателем законов, по которым построены образования бессознательного. 

Вместе с лакановской ориентацией. 

Дальше, несомненно, среди толкователей выделяется Жак Лакан. Почему? Потому, что он перевернул учение Фрейда, доказав, что уже у самого Фрейда законы бессознательного связаны с законами означающего. Конечно, это утверждение Лакана “бессознательное структурировано как язык” уже снискало славу крылатого выражения, но это не-все! 
Это не конец лакановского учения. Это вход! А дальше Лакан прокладывает не столько “королевскую дорогу”, но узкую тропинку от бессознательного к Реальному. Это Реальное он обозначает как свой симптоматический ответ на открытие бессознательного Фрейдом. Реальное - это, прежде всего, то, что “не перестает не записываться” в структуре языка. Но и это не конец, а лишь вход в подступы к Реальному.

Один из подступов - это сновидение! Реальное настаивает на себе в сновидении, связывая Символическое и Воображаемое. Оттолкнемся от гипотезы, согласно которой, то, что Фрейд называл “пуповиной сновидения” является узлом трех регистров, изобретенных Лаканом. Таким образом, это не расстройство сна - это раз-тройство сна: то есть узел между Символическим - «оно говорит», Воображаемым - «оно показывает» и Реальным - «оно наслаждается». Говорит, показывает и наслаждается ОНО!

Вернемся к кошмарам из нашего примера - почему человек просыпается? Поскольку сновидение является охранником сна, то сновидец просыпается, потому что приближается к пуповине сновидения, т.е. к тому, что не имеет репрезентации - к смерти и дыре в записи пола. 

В чарующей песне как раз и схвачена эта самая «пуповина» - смерть.
Но просыпается ли на самом деле сновидец? Ж.-А. Миллер подчеркивает, что пробуждение - это всего лишь сон о пробуждении. Мы пробуждаемся, чтобы видеть сны еще лучше, именно здесь на помощь субъекту приходят фантазм и бред. Таким образом, сон предсказывает не столько будущее, сколько является проявлением одной и той же структуры, связывающей Реальное, Воображаемое и Символическое.

Итак, наше исследование начинается! Помимо артикуляции раз-тройства сна, мы попытаемся артикулировать общность между сном и фантазмом, а также сном и бредом. 
Помимо клинических случаев использования сновидения в психоанализе, мы обратимся к примерам из русской литературы, а также попробуем поговорить о тех современных распространенных средствах культурной индустрии, которые «охраняют» наш сон сегодня. Дискурсы - это машины для засыпания, как охарактеризовал их Ж.-А. Миллер в курсе “Запчасти”. 

Еще хочется вернуться к вопросу, который исследовал Марк Фишер, о том, что в так называемой “контркультуре” есть песни, которые могут нас пробудить.

Это далеко не-все вопросы, которые будут подниматься. И это не общее введение, а лишь частный взгляд на этот вопрос, выработанный исходя из конкретного опыта анализа. 

Ирина Макарова

Программа дня

6 декабря 2025
10:00-17:00
9.30 - 10.00
9.30 - 10.00
Регистрация, утренний кофе
10.00 - 12.15
10.00 - 12.15
Вводная часть
Освоение "пространства сна" говорящим телом под переносом и без.

Что меняется в толковании и использовании сновидений в психоаналитической клинике, если речь идет не о столько о субъекте бессознательного, сколько о логике наслаждения говорящего теле ? 
Ирина Макарова 

Инсомния Корнея Чуковского. 
Екатерина Ивашкевич

Пробуждение через йазык: 
Крученых's awake". 
Алла Сорокина

Сновидения у детей. 
Ирина Румянцева 

Обсуждение с участниками.
12.15 - 12.30
12.15 - 12.30
Кофе-брейк
Перекус, small talks
12.30 - 13.45
12.30 - 13.45
Почему и как сновидение связывается с мышлением в различных парадигмах?
Анна Кондякова 

Сон на стыке художественности и психоанализа в исследовании сновидений литературных героев ранних произведений  Достоевского.
Татьяна Медведева

Обсуждение с участниками.
13.45 - 15.00
13.45 - 15.00
Перерыв
15.00 - 17.00
15.00 - 17.00
Клиническое ателье
Клиническое ателье
Будут представлены три клинических случая:
Через сновидение к фантазму» 
Владимир Аристов
➖ «Жесткая» 
Анастасия Третьякова 
➖ «Архитектор»
Екатерина Ивашкевич

Дискутанты
Василий Семенов, 
Ирина Румянцева, 
Анна Кондякова, 
Татьяна Медведева, 
Ирина Макарова.
Место проведения:

Марсово поле, д.3

он-лайн по запросу из других городов

Приглашаем к участию в первой части всех  интересующихся психоанализом !

К участию в Клиническом ателье  приглашаются клиницисты любых направлений.
Made on
Tilda