От расстройства сна к раз-тройству сна.
“Ой, то не вечер, то не вечер, мне малым-мало спалось, ой, да во сне привиделось” в завораживающем исполнении мужского хора Сретенского монастыря воспроизводит вполне тривиальную ситуацию: человеку приснился плохой сон, и он получает интерпретацию: «Пропадет твоя буйна голова». То есть текст сновидения и будущее связываются воедино в народной песне из 18 века, известной также как “Сон Степана Разина”.
Что же нового сегодня в толковании сновидений? И связано ли сновидение с будущим?
Начнем с того, что в современной классификации психических болезней «ночные кошмары» толкуются как расстройства сна неорганической этиологии (F51.1). Также к расстройствам сна согласно МКБ-10 относятся бессонница, повышенная сонливость, нарушений цикличности сна и т.д. Важно, на мой взгляд, то, что, к расстройству относятся не только продолжительность, цикличность и сложность с засыпанием, но и само «содержание сновидения». Является ли «ночной кошмар» действительно расстройством сна? Как сориентироваться в этом вопросе?
Назад к Фрейду.
Есть три положения Фрейда о сновидении, которые могут стать точкой отсчета в нашем исследовании: королевская дорога к познанию бессознательного, исполнение желания и охранник сна. Фрейд не просто говорил о толковании сновидений, он стал первооткрывателем законов, по которым построены образования бессознательного.
Вместе с лакановской ориентацией.
Дальше, несомненно, среди толкователей выделяется Жак Лакан. Почему? Потому, что он перевернул учение Фрейда, доказав, что уже у самого Фрейда законы бессознательного связаны с законами означающего. Конечно, это утверждение Лакана “бессознательное структурировано как язык” уже снискало славу крылатого выражения, но это не-все!
Это не конец лакановского учения. Это вход! А дальше Лакан прокладывает не столько “королевскую дорогу”, но узкую тропинку от бессознательного к Реальному. Это Реальное он обозначает как свой симптоматический ответ на открытие бессознательного Фрейдом. Реальное - это, прежде всего, то, что “не перестает не записываться” в структуре языка. Но и это не конец, а лишь вход в подступы к Реальному.
Один из подступов - это сновидение! Реальное настаивает на себе в сновидении, связывая Символическое и Воображаемое. Оттолкнемся от гипотезы, согласно которой, то, что Фрейд называл “пуповиной сновидения” является узлом трех регистров, изобретенных Лаканом. Таким образом, это не расстройство сна - это раз-тройство сна: то есть узел между Символическим - «оно говорит», Воображаемым - «оно показывает» и Реальным - «оно наслаждается». Говорит, показывает и наслаждается ОНО!
Вернемся к кошмарам из нашего примера - почему человек просыпается? Поскольку сновидение является охранником сна, то сновидец просыпается, потому что приближается к пуповине сновидения, т.е. к тому, что не имеет репрезентации - к смерти и дыре в записи пола.
В чарующей песне как раз и схвачена эта самая «пуповина» - смерть.
Но просыпается ли на самом деле сновидец? Ж.-А. Миллер подчеркивает, что пробуждение - это всего лишь сон о пробуждении. Мы пробуждаемся, чтобы видеть сны еще лучше, именно здесь на помощь субъекту приходят фантазм и бред. Таким образом, сон предсказывает не столько будущее, сколько является проявлением одной и той же структуры, связывающей Реальное, Воображаемое и Символическое.
Итак, наше исследование начинается! Помимо артикуляции раз-тройства сна, мы попытаемся артикулировать общность между сном и фантазмом, а также сном и бредом.
Помимо клинических случаев использования сновидения в психоанализе, мы обратимся к примерам из русской литературы, а также попробуем поговорить о тех современных распространенных средствах культурной индустрии, которые «охраняют» наш сон сегодня. Дискурсы - это машины для засыпания, как охарактеризовал их Ж.-А. Миллер в курсе “Запчасти”.
Еще хочется вернуться к вопросу, который исследовал Марк Фишер, о том, что в так называемой “контркультуре” есть песни, которые могут нас пробудить.
Это далеко не-все вопросы, которые будут подниматься. И это не общее введение, а лишь частный взгляд на этот вопрос, выработанный исходя из конкретного опыта анализа.
Ирина Макарова