Пунктуация из курса Миллера «Скандирования в учении Лакана» 1981-1982 гг. 1. На вопрос как соотносятся понятия Фрейда и матемы Лакана, Ж.-А Миллер отвечает следующим образом: «понятия Фрейда находятся между матемами Лакана и распределяются иначе. Они расколоты матемами. Именно так возникает новое группирирование понятий. Матемы Лакана, в некотором роде, замещают понятия Фрейда. Фрейдовское понятие Сверх-Я является как раз прекрасной демонстрацией этого. Функция Сверх-Я обнаруживается в матеме расщепленного субъекте, матеме знания S2, в качестве S1 и как объект
а.
2. То, что является основополагающим для императива Сверх-Я –
это есть то, что остается позабытым позади того, что говорится, в том, что слышится (Лакана «Оглушенные»)
. Именно поэтому, голос выходит на первый план в Сверх-Я.
3. Если голос отмечен на графе желания п
о ту строну (au-delà) Другого, то в формуле Соссюра (Миллер называет ее двоичным разделением на означающее и означаемое по Соссюру – стоикам) голос есть как то, чего не хватает. В этой формуле, означающее и означаемое находятся
по эту сторону Другого
(en deçà). Но с голосом мы имеем дело
по ту сторону Другого, чего и нет в формуле Соссюра. Миллер отмечает, что здесь не хватает объекта, голоса как объекта. Отсутствие голоса в формуле Соссюра может быть оправдано только тем, что означающее здесь не представлено как фоническое, речь не идет о том, что слышится и о том, что читается от означающего. Это голос, который по своей сути не связан со звуковой субстанцией.
4. Ж.-А. Миллер обращает внимание на то, что на графе в начале первого вектора Лакан пишет «означающее», в конце «голос»
voix (S(A). И уже здесь, как говорит Миллер мы видим четкую позицию Лакана.
Autre du codes ______________________________A_ ______________ voix (S(A)s(A)Если здесь мы размещаем Другого (Другого кода), а на обратом пути,
означаемое Другого s (A) или означаемое в Другом (
signifié de l'Autre ou
signifié à l'Autre), голос – это S(A) в качестве остатка операции вычитания. Отталкиваясь от Другого, к которому мы обращаемся, и откуда по сути в аналитическом опыте, исходит сообщение, мы имеем здесь два вектор:а один из них ведет к означаемому Другого, и другой – ведет к голосу.
{ --------------------- > s(A)
A{ --------------------- > voix (- s)S(A)5. Голос – это результат вычитания, Ж.-А. Миллер записывает его как (-
s). Нужно, чтобы всегда существовало это (-s), чтобы функция голоса возникла как таковая. Если означаемое вычитается то, что остается в означающей цепи? В означающей цепи остается означающее S, но на этот раз в качестве отделенного, как отброс означающей цепи. Миллер записывает тогда
s(A) и симметрично означающее как объект S(
a).
s(A) S(a)6. Один из вариантов прочтения S(
a) – это звук, функция звука, фоническая, звуковая сторона голоса. Но нужно не забывать, что эта фоническая функция, эпсилон, то, что слышат, имеет свою ценность лишь потому, что отсылает к Е высказывания, который и является потенциально голосом, о котором идет речь, чистым высказыванием. Голос – это чистое измерение того,
что говорят (
qu'on dise).
Ж.-А. Миллер записывает «то, что говорят» как E и это высказывание (l'énonciation), иногда переводят как акт высказывания, но на французском это одно слово «высказывание». То, что говорится (
ce qui se dit) записывается как e, высказываемое (
l'énoncé), то, что слышится (
ce qui s'entend)
Ɛ эпсилон.
E----- Ɛe7. Что означает «
в том, что слышится»? Речь идет о функции голоса в отношении Сверх-Я, что чаще всего воспринимают как голос сознания. Это позволяет Миллеру рассматривать Сверх-Я так же и как голос. Для того, чтобы то,что слышится возникло как таковое, первым условием является то, что высказываемое должно оказаться аннулированным.
8. В действительности, аннулирование идет куда дальше, чем аннулирование высказываемоего, те оно может затрагивать также l'
entendre услышать. В этом смысле, молчание в анализе – двойное аннулирование голоса и молчание аналитика – это голос.
Это двойное аннулирование E et
Ɛ (эпсилон) предполагает, что для того чтобы заставить себя услышать, нужно чтобы Другой замолчал, этот Другой выступает здесь как инверсированное сообщение. Миллер обращает внимание, что «Когда вы подаете голос, это всегда дуэт: голос Другого отвечает и сопровождает вас как молчание. Когда на сцене в опере находится певец, то, что впечатляет, очаровывает – этот голос Другого, представленный субстанционно, конкретно. Но еще больше поражает голос публики, точнее оглушительность молчания, что особенно ощущается в величественных залах».
9. Голос, по крайней мере, в своей сути, не связан со звуковой субстанцией. Он, конечно, связан с ней через это аннулирование, и может быть воплощен в голосе звуковом, фоническом, но его суть –
афоничность (
aphonique). Голос не связан сущностно со звуковой субстанцией, но он напротив связан с опустошением звуковой субстанции. Ровно как анальный обьект не является объектом дерьмом.
10. Что оказывается позабытым в позади того, что говорится в том, что слышится? Это позабатый остаток высказывания (énonciation) оказывается отныне в позиции намека (sous-entendu, буквально под услышанным).
11. То, что Миллер обозначает как то, что поражает в вопросе введения в понятие голоса – это то,
что «цепочка означающих насаждается сама по себе субъекту в измерении голоса» «la chaîne signifiante s'impose par elle-même au sujet dans sa dimension de voix». Это и есть то, что оправдывает связь между означающим и голосом. В смысле Лакана как только имеется означающая цепочка, а не отдельное означающее или метка, то появляется функция голоса. В этом смысле любая означающая цепочка слышится, независимо от того, слышат ее или видят. Очевидно, что в пределе, это может гораздо лучше слышится, когда это написано. Голос автора заставляет услышать себя даже в письме.
И, последнее, голос в психозе. Именно отталкиваясь от изучения психозов, Лакан отмечает и Миллер выделяет это как главное указание, что именно в психозах мы видим, что голос не относится к слуховому порядку.
«Вербальная галлюцинация не сводится не к особенностям сенсориума (воспринимающего органа), ни к тому, кто воспринимает (percipiens), в качестве того, кто обеспечивает ему свою целостность. Это ошибка принимать вербальные галлюцинации за то, что имеет отношение к слуховой природе» (Лакан). Миллер добавляет:
«Органические функции не связаны с тем, что касается голоса, строго говоря… Так и есть в психозах: голос отличается от простого слушания… Лучшей демонстрацией того, что голос не связан с фонической субстанцией и является психоз.» И закончим, это доказательство другой фразой Лакана
: «Сенсориум безразличен к тому, что продуцирует означающая цепь, она сама навязывается субъекту в измерении голоса»…Теперь, вернемся к одной из главных интриг этого курса- расследование дела о потерянном объекте. Здесь очень важно остановиться на том, что такое функции означающей цепи, как то, что навязывает голос и происходит независимо от звуковой реализации:
l'entendu, le sous-entendu et le malentendu. Если переводить это буквально, то это услышанное, под-услышанное и плохоуслышанное, в переводе «нормальном» – это услышанное, намек, и недоразумение. Как видите, в таком варианте перевода исчезает связь с услышанным. Это не есть функция, которая относится к неспособности того, кто слушает или к ляпсусу самого говорящего, это функция присущая самой означающей цепи и более того, как отмечает Миллер, «
единственная возможность, которая остается для выражения наслаждения ,что делает возможным признать метонимию наслаждения позади метонимии желания…
»пунктуация от Ирины Макаровой