Я постараюсь подойти к ординарному психозу с точки зрения топологии.
Мне не обойтись без обращения к некоторым базовым понятиям, на которых основывается топология Лакана, и я извиняюсь перед теми, кто уже хорошо знаком с этой темой. Но всегда полезно, без устали, пересматривать базовые принципы этого структурного и топологического подхода, подвергая испытанию на практике их следствия для клиники, другими словами показывать в какой мере они могут направлять и поддерживать практиков, которыми мы являемся.
Я не буду здесь касаться всей истории развития топологии в учении Лакана. Перейдем сразу к последнему учению Лакана, раскрывающему себя в чертежах (épure) и основанному на узлах. Чертёж (épure) — это просто, в противовес тому, как, возможно, вы об этом думаете.
I. Введение в борромееву топологию
Двенадцать кратких соображений, которые нужно удерживать в памяти:
1. Другого не существует, человеческий опыт структурируется по отношению к трём категориям, которые имеются в аналитическом опыте и помещены Жаком Лаканом под именами Реального, Символического и Воображаемого.
2. Эти три регистра сугубо гетерогенны и не имеют ничего общего.
3. Чтобы поддерживать себя в «человеческой реальности», в дискурсах, чтобы сделать ее консистентной [1] в этих трёх измерениях, создать и поддерживать социальные связи со своими сородичами, субъект вынужден держать вместе эти три регистра, он должен найти для них общую меру.
4. Сделать также консистентной «реальность», которая не имеет никакого внутриположенного (intrinsèque) существования — потому что она не что иное, как вуаль, сотканная из воображаемого и символического, которая используется для покрытия Реального — и между тем является необходимостью для говорящего существа и субъекта, который там производится, чтобы защититься от этого реального, которое уклоняется от означающего и образа и которое как таковое нестерпимо.
5. Эта защита, которая позволяет дискурсам развиваться и создавать (социальные) связи, включает в себя контрагента, лимитирующего наслаждение, в противном случае действующей без ограничений, первоначальной Вещи, иными словами, матери. Это ограничение продолжается становлением функции Отца: посредничеством, запретом инцеста, установлением символического Закона — вот то, что делает эта функция.
6. Роль отцовской метафоры — замещение Именем Отца Желания Матери — таким образом позволяет осуществить доступ к дискурсам, посредством утраты наслаждения. Речь идет не о чем ином, как о действии кастрации, как в лакановских понятиях, так и во фрейдовских.
7. Имя Отца реализуется таким образом, через утверждение Bejahung (говорить «да») реальности кастрации, обеспечивающей доступ говорящего существа (être parlant) к универсуму дискурсов и контрзащиту (protection contre) от Реального, которая позволяет учреждать социальную связь.
8. В других терминах, функция Имя Отца держит вместе для каждого субъекта одно за другим Реальное, Символическое и Воображаемое, и позволяет субъекту делать консистентной [2] реальность, которая не существует, но где может тем не менее развиваться социальная связь в поле дискурсов.
9. Другой дефектен (défaillant), как и субъект. Не имеется Другого, который является одновременно полным и консистентным. Это подкрепляется самой различающей структурой означающего, отсюда исключающей абсолютную референцию.
10. Другого не существует, он не имеет окончательных гарантий: означающего, которое гарантирует Другого в Другом. Бог не может гарантировать Отца. Не существует Имя Отца, только если каждый субъект сам не создаст это место. Иначе говоря, у нас есть другой выбор, чем обойтись без него. (Имя Отца как гарантия, которая не существует) при условии, что мы им воспользуемся (встроим на место его функцию).
11. Вывод: имеется структурная форклюзия Имени Отца в качестве общей «врожденной» ситуации, мифической «нормальности», которая удерживала бы вместе реальное, символическое и воображаемое за счёт успешного борромеевого связывания.
Короче, форклюзия — это правило: «Все дебилы», всеобщая дебильность. Это ведет нас к универсальной клинике бреда. Это также то, что психоз — это наш обычный (ординарный) статус, наш первоначальный статус, если можно так сказать. Это что-то менее обнадеживающее, чем фрейдовский миф об Отце.
12. Следствие: каждый субъект поодиночке (un par un) не имеет другого выбора, нежели изобрести свое собственное решение для компенсации этой структурной нехватки и сконструировать замещение (suppléance), способ удерживать вместе реальное, символическое и воображаемое. Но у некоторых на самом деле так не получается, так происходит в случае ординарного психоза и в других случаях, когда этот бриколаж плохо держится.
II. Борромеевы кольца
Теперь рассмотрим топологию борромеевых колец.
Борромевы кольца — это усилие мыслить структуру вне референции к Другому, исходя лишь из трех регистров аналитического опыта: реального, символического и воображаемого, трёх фундаментально гетерогенных регистров.