Курс Ж.-А. Миллера 2011 года «Бытие и Одно» (L'Être et l'Un) в значительной степени посвящен этому вопросу. Ж.-А. Миллер предлагает нам расположить бытие на стороне кажимости, а Одно, которое не является бытием — на стороне существования. Вот поэтому он оставляет за психоанализом не онтологическое видение, а генологию — теорию, которая помещает Единое (единство превыше всего) на стороне Одного, на стороне Реального. Это время, когда Ж.-А. Миллер как раз публикует семинар Лакана «...Или хуже»(...Ou pire), в котором Лакан посвящает несколько уроков вопросу Одного, о том, что он называет единственным (unien), и где он произносит свое знаменитое: «Одного имеется вдосталь», «Одно-есть» (Ya dl'Un).
В предыдущем курсе «Choses de finesse en psychanalyse» (Тонкости психоанализа), прочитанном в 2008–2009 годах, Ж.-А. Миллер посвящает целиком два занятия вопросу клиники синтома и сингулярности. Исключительно интересные, они затрагивают вопрос сингулярности. Я не буду резюмировать это для вас, так как вы и сами можете прочитать и сделать это. В отношении артикуляции особенного и сингулярного я воспользуюсь деталями. Ж.-А. Миллер показывает нам, что клинические классификации работают с особенным, потому что «особенное — это именно то, что позволяет формировать клинические классификации» [2]. Это те сходства, что прослеживаются от одного субъекта к другому. Особенное позволяет перегруппировать общие признаки, чтобы составить множество с некоторой последовательностью, позволяющей нам определить место (ranger) этой классификации в диагностике. Диагностика проводится посредством этой перегруппировки. В данном подходе сингулярность стирается в пользу гомогенности множества.
Классификации, которые мы унаследовали от Фрейда, были продуктом своего времени, а именно: крепелинской нозографии XIX века. Эти классификации были изобретены («выкованы») в конфронтации с клиникой, но порой стремление к разграничению классификаций приводило также к тому, что клиника терялась из виду. Мы используем классы, классификации, которые согласовывались бы с их использованием. Однако мы знаем, что в любом случае мы должны знать их, использовать их, поскольку эти категории, эти классификации сложились в определенное время и в определенных культурных, социальных, интеллектуальных рамках, они не являются неизменными. Это приемы, которые позволяют несколько сориентироваться. С течением времени, в связи с изменениями в современном обществе и с тем, что мы называем трансформацией дискурса господина, классификации меняются. Таким образом, можно сказать, что эти классификации относятся не к Реальному, но к тому, что мы называем кажимостью, подобием — смесью Символического и Воображаемого. Этот способ именовать феномены, перегруппировывать их, не может не включать в себя взгляд, воображаемое измерение. Таким образом, необходимо лишь только осознавать «искусственную» природу этого подхода, чтобы иметь возможность эффективно использовать его. «Надежность клинического понятия измеряется эффективностью его использования», — сказал Микель Бассольс на конгрессе NLS (Новая Лакановская Школа) в Дублине в июле 2016 года.
Для большинства из нас мои слова станут яснее, если мы поразмышляем о новых формах классификаций, возникших в соответствии с сегодняшним дискурсом господина, например, DSM. Я не буду вдаваться в подробности, скажу лишь, что это перспективы, которые претендуют на научность и разделяют феномены иначе, чем это делаем мы, привыкшие к неврозам, психозам и перверсиям. Они разрушают структуры. И проблемы, с которыми они сталкиваются из-за их предполагаемой научности, заключаются в том, что имея дело с объектом «человеческое существо» (être humain) мы не найдем никаких признаков, никаких черт, которые могли бы быть полностью «идентичны» у одного человеческого существа и у другого. Сходства будут иметь место, но всегда будут различные, даже «уникальные» и сингулярные способы их выражения.