Собираются как-то Караваджо, Курбе, Магритт, Шерман, Буржуа, Юиг и еще 112 (!) художников в Метце… на экспозиции « Лакан, выставка: когда искусство встречается с психоанализом ». Собираются, кстати, кураторами Мари-Лаурой Бернадак и Бернаром Маркаде, при участии аналитиков, членов ECF, Жерара Важмана и Паз Короны.
Возьмем за точку опоры эту фразу "когда искусство встречается с психоанализом", чтобы не потеряться в круговороте нарративов, так или иначе уводящих зрителя все дальше от биографической коммеморативной выставки, какой она не является, но включающей в себя богатый личный архив наследников. Это поможет нам сконструировать одну из темпоральностей и задаться вопросом: правда, а когда эта встреча произошла, и кто на кого первый обратил внимание? Говорят, Фрейд настороженно относился к художникам-современникам. Что касается Лакана, он с художниками своего времени дружил, а кто-то был у него и в анализе (Дали, Массон, Пикассо…). Есть искусство, предшествующее его теории и практике, но вдохновившее его (Гольбейн, Караваджо, Веласкес…), искусство, ему современное (Дюшан, Джакометти, Бранкузи, Магритт, Белмер…), искусство после Семинаров Лакана (Юиг, Каль, Буржуа…) В последнем случае, и это будет видно по работам, психоанализ уже не бежит за художником, который, казалось бы, всегда впереди, наоборот, дает образы и концепты, ложащиеся в основу произведения, что для меня остается дискуссионным и часто остается оммажем. Но в то же время это порою порождает дикие интерпретации всему психоанализу и фигуре Лакана, в частности, иронизирующие, хихикающие, сбивающие с толку.