Теперь я хотел бы немного сосредоточиться на аспекте ответов как о серии возможных симптоматических ответов на реальное полового созревания. Я не хотел бы претендовать на то, чтобы дать вам все возможные ответы, но я скорее дам ориентиры того, что может означать определенное количество подростковых ответов на это вторжение в реальное, главным образом на стороне невроза.
Мне кажется, что серия ответов — это ответы, связанные со знанием. Это обычное явление в подростковом возрасте — браться за учёбу. Именно в этот момент принимаются решения по поводу великих призваний. Эти субъекты останутся студентами на всю жизнь, будут всю жизнь увлечены исследованиями. У некоторых этот выбор можно увидеть уже в детстве, но он должен оставаться в покое в подростковом возрасте, даже если позже его можно будет переформулировать. Это выбор позиции по отношению к знанию, к значениям мира, как способ замены этим знанием о мире недостающего знания о поле. Это довольно благоприятный способ лечения полового созревания. Это положительный ответ по отношению к знанию, и, очевидно, есть и отрицательный ответ. Это, например, дети, которые, возможно, хорошо учились в школе до полового созревания, а затем ничего не делали, кроме как ходили гулять и встречались со своими друзьями. Дело не в том, что у них больше нет времени на учебу, а в том, что знания для них совершенно обесценены. Они решили избавиться от знания, поскольку не стоит отвечать на единственный реально заданный вопрос.
Другая серия ответов может быть расположена в связи с идентификациями. Речь о том, что субъект изобретает воображаемые или символические идентификации. Это основа подростковых групп. Эти способы обходиться с наслаждением указывают на то, что на карту поставлено реальное не только порядка тела, но и порядка отделения от Другого. Реальное, подлежащее лечению, артикулируется с самого начала в связи с другим, с желанием другого пола.
Я помещу третью серию ответов в связи с фантазмом, который терпит неудачу. Субъект, уже сформировавший фантазм в детстве, сталкивается с тем, что этот фантазм, столкнувшись с новыми вызовами пола, уже не работает корректно. Это то, что можно назвать провалом фантазма. Переход к акту — классический ответ на неудачный фантазм. Лакан в своем семинаре «Тревога» хорошо показывает в схеме, где рассматриваются торможение, симптом и тревога, что симптом — это большое препятствие для тревоги. Когда симптом терпит неудачу, это тот случай, когда возникает реальное, мы находим отыгрывание или переход к действию в зависимости от случая. Они служат последней преградой тревоге. Дальше есть самоубийство против тревоги, как выход со сцены, чтобы избежать тревоги. Эта тема присутствует в «Пробуждении весны». По ту сторону вопроса о встрече с полом, именно в этом появлении реального возникает для для подростков, которые выведены на сцену, чрезвычайно живой вопрос, приводящий к тревоге. Это приведет к самоубийству одного из подростков в пьесе и к вопросу, для другого, последует ли он за ним или нет. Именно тогда возникает фигура Человека в Маске, которая, по словам Лакана, является фигурой Имени-Отца. Он — одна из тех фигур того, что я назвал выше надежным заместителем отца, какого можно встретить в подростковом возрасте в образе учителя и который служит симптомом. Это отец как симптом.
Отец как симптом — один из возможных ответов. Но сегодня в наших обществах возникает все больше и больше трудностей найти ответ с помощью отца, поскольку происходит снижение отцовской функции. Это снижение всегда наблюдалось в каждом конкретном случае. Особенно это касается маленького Ганса Фрейда. Лакан в Семинаре IV, анализирует это как следствие упадка отцовской функции. Отец, хотя и правильно установленный в символическом, не смог стать для своего сына исключением. У нас есть удивительное свидетельство этого, когда Ганс спрашивает своего отца, будет ли у него младший брат. Отец отвечает: «Если Бог этого захочет». Затем Ганс задаст тот же вопрос своей матери, которая ответит: «Если я этого захочу». На что он заключает: «Мама решает за Бога» В любом случае это то, что можно назвать снижением отцовской функции, тот кто занимает исключительную позицию — не отец. Следствием для Ганса на уровне его симптоматического выбора является прежде всего его фобия. Но Лакан также очень хорошо показывает в последней главе Семинара IV, что, как только его фобия будет излечена, реакцией Ганса будет упадок мужественности. Он противопоставляет его Дон Жуану. Ганс будет человеком, который будет ждать заигрываний с другой стороны.
Но сегодня это выходит за рамки клинических случаев. Это структурное явление в нашем обществе, являющееся результатом последствий развития науки и универсализации культуры. Сегодня мы видим столько образов упадка отца, что очень трудно найти элемент, противоположный этому. Просто возьмем пример президента США Клинтона. Он политик, который пристально следит за опросами, и, по сути, весь вопрос не в том, чтобы быть исключением — позиция, например, такого одного как де Голля, который решает, что это есть верно в ситуации когда все против, — а в том, чтобы немного управлять делами, оставаясь в большинстве. Это дает режим правления, который совершенно не совпадает с режимом правления через исключения. Я не говорю, что это хуже, но это упадок отцовской функции, и вам придется с этим смириться. Кстати, в юридических делах, которые касаются Клинтона, есть парадоксальное исключение, поскольку он является первым президентом Соединенных Штатов, которого вызвали в суд во время его президентства и обвинили в деянии, которое он совершил. Однако это весьма относительное исключение. Он действительно является исключением из череды предыдущих президентов, но это исключение, в котором говорится: «Он такой же, как и все, исключений больше нет». Это благо для демократии, но это также само название упадка отцовской функции.
Это не означает, что исключения больше нигде не будет. Но мы должны четко понимать, где оно все еще может существовать. Сегодня исключение может существовать в ряду Одних, которые довольно быстро заменяются, что является функцией демократии. Но мы видим, что на уровне глав государств это что-то крайне хрупкое. Возьмите такого политика, как Жак Ширак, который в интервью говорил о безработице, подчеркивая ее драматический аспект, говоря, что она зависит не от политиков, а от международного капитализма, от ситуации, от того, что происходит в мире… в этом интервью он говорит французам, что ему нечего сказать, он ничего не может сделать с безработицей. Он прав, ему нечего сказать, но и следующему тоже нечего будет сказать (7).
Где нам еще найти место исключения? Его можно еще найти в акте высказывания, и в нем есть нечто, не идентичное акту государственного деятеля. В любом случае, это что-то, к чему мы должны быть внимательными. Когда есть высказывание, то есть конкретное изобретение, готовы ли мы его распознать? Это единственное место, где мы все еще можем найти измерение исключения.
Это «все одинаковы» вследствие упадка отцовской функции, стирающее исключение, также вызывает опустошающий эффект сегрегации. Этот опустошающий эффект еще больше усугубляется сегодняшними экономическими трудностями, безработицей и т. д. И потом в пригородах мы видим ряд явлений, связанных с этим недугом сегрегации. Сегодня подростковый возраст отчасти рифмуется с сегрегацией. На недавнем дне CIEN люди, работающие с молодежью из пригородов Бордо, сообщили об организации контркультур на основе определенных африканских и американских традициях. Что интересно отметить в этих контркультурах, что речь идет о «против». В частности, есть отсылка к частичке африканской культуры, которая привела к организации банд с главарями, лейтенантами и т. д. В то же время в выбранных означающих, в выбранных образах всегда обнаруживается определенная отсылка к Америке (8). Здесь мы имеем дело с организацией симптоматических социальных заменителей в подростковом возрасте, которая сочетается с сегрегативным эффектом сегодняшнего капиталистического общества в этом продвижении «все одинаковы». Существуют и другие последствия порядка насилия в пригородах, в частности, но также и в некоторых горячих кварталах больших городов. Несомненно, можно было бы сказать о насилии больше, чем я собираюсь здесь сказать, но мне кажется, что это насилие одновременно является прямым следствием упадка отцовства и в то же время отказом реагировать на это снижение отцовства снижением мужественности. Это отказ на стороне «все одинаковы и, прежде всего, ничто не выходит за пределы».
Другой способ реагирования, такой как фундаментализм, вероятно, также может быть истолкован как отчаянная попытка возродить отца. Это, конечно, не эффект религиозного дискурса. Фундаментализм и религия — разные вещи. Как и секты, фундаментализм является особым следствием современного мира. Мы знаем, что в религии речь идет о попытке установить символического отца. Сегодня нет возврата религиозного в наш мир. С другой стороны, наблюдается дрейф в сторону сект или в сторону фундаментализма. Религия стремится к символическому отцу закона, в то время как в фундаментализме и в сектах ставка делается на наслаждающемся отце, отце всех излишеств, даже если они совершаются во имя закона.
Я хотел добавить еще два типа ответов. Это ответы с оральной стороны, со стороны требования любви. Это регрессивный выбор анорексии и булимии. Это частые реакции в подростковом возрасте, потому что они позволяют в то же время определенный отказ от сексуации. В любом случае это откладывается на потом. Мы также видим в «классической» анорексии молодых девушек, что эти субъекты доходят до исчезновения менструаций и устранения форм женского тела. То же самое и с булимией, когда превращение тела в образ женщины завуалировано эффектом орального требования.
Я закончу выбором наслаждения вне пола, который не обременен проблемами сексуации, как последним способом ответа на реальное полового созревания. Особенно это касается случаев наркомании. Однако я не буду обобщать аддикцию, потому что она имеет различную функцию для различных субъектов. При психозе, о котором я не буду здесь рассказывать, наркомания часто имеет прикрывающую функцию. У субъекта было несколько галлюцинаций, а с веществами у него много галлюцинаций. Когда мы спрашиваем этих субъектов, которые умны и тонки, они могут очень хорошо определить разницу между двумя видами галлюцинаций, но, тем не менее, у них есть несколько глобальное объяснение того, что с ними происходит: «Это из-за вещества» и для всех странность, которую они испытывают, связана с веществом. Это то, что я назвал бы функцией прикрытия бреда и психотических феноменов веществами. Вот почему лично я, несмотря на политический выбор нашей страны, считаю, что не нужно стремиться вылечить всех наркоманов, добиваться запрета на употребление веществ. Есть психотики, которые могут быть разрушены, если они бросят употреблять. Проблема скорее в этом случае в том, чтобы увидеть, как это может стабилизироваться немного более спокойно.
На стороне невроза наркомания, очевидно, является выбором наслаждения вне пола, даже если определенное количество подростков могут сказать, что они начали таким образом опьянять себя, чтобы легче было сближаться с девушками. Даже если иногда некоторые могут вступать в сексуальные связи, и впадать в состояние опьянения, мы можем видеть, что вещество является связующим звеном чтобы познакомиться с другим. Вещество в данном случае служит прикрытием пола. По сути, наслаждение веществами лежит вне пола. Это довольно сильный симптом, потому что он также дает идентификацию: «Я наркоман.» Он тем менее легко уступает, когда есть наслаждение вне пола — нам больше не нужны отношения с другим полом — когда есть идентификация и когда, вдобавок ко всему этому, есть феномен исключения из социальной связи, что, конечно, не облегчит впоследствии поиск поставленного перед субъектом вопроса до того, как будет найден другой ответ. Если мы хотим лечить наркомана, то, конечно, не глобально, а от случая к случаю, исследуя, как и в какой момент у него или у нее возник этот ответ при помощи наркотиков в месте наслаждения и как в другой раз он мог бы сделать другой выбор по этому поводу.
Перевод: Егор Цветков, Ирина Румянцева. Опубликовано с согласия автора.
Оригинал публикации на французском
Pic: Fusion Brain