Позиция отца у Фрейда – это воплощать кастрацию для ребенка и таким образом обещать ему возможность в будущем воспользоваться органом. Все неудобства, связанные с использованием органа – от энуреза до преждевременной эякуляции или проблем с эрекцией, относятся к операции кастрации и отказа субъекта принять ее от выбранной им женщины. Парадокс в том, что чем эффективнее эту функцию воплотил для ребенка отец, тем проще ему будет в будущем. Идеал фрейдовской кастрации – это обрезание: орган был посвящен Богу в соответствие с определенным ритуалом и будет в будущем функционировать «как положено». В случае, если этого не происходит, между речью и функционированием органа дело не клеится, субъект привязывается к чему-то, что он не хочет отдать, считая что это что- то ему принадлежит.
Тогда как сказать, что отец – это не только кто-то, кто передает эту функцию символической кастрации, но кто-то, кто определяет самого себя, создавая сингулярную версию объекта причины желания, это совсем другое дело. Он не делает из своей женщины фаллос, не делает из нее объект желания, фаллический объект, который бы помогал ему «удерживаться на плаву», он в строгом смысле делает из нее причину желания. Лакан предлагает подойти к вопросу об отце не как о мифической фигуре Отца Орды, который полагает, что можно наслаждаться «всеми женщинами», для него отец это кто-то, кто полагает, что можно наслаждаться одной единственной женщиной вне каких бы то ни было универсальных критериев, которые определяли бы этот выбор.
Исходя из этого, мы можем вычислить все формы, которые могут принять институции в своем стремлении заместить все возможные формы семьи, стать ответом на все кризисы, которые регулярно претерпевает семейная институция, в силу своих отношений с господствующим означающим или с наукой.
Пространство для «остаточной» особенности Наша борьба за место в учреждении должна быть рассмотрена как парадокс. Мне кажется, что путь «утопических институций» c соответствующим набором утопических правил заводит в тупик, характерный для эпохи, о которой я говорил ранее. Обреченной на поражение является именно эта претензия на разрешение в общем особенности симптома субъекта, особенности его наслаждения. И эта манера смотреть на вещи отчасти сохраняется в концепциях, которые претендуют на то, чтобы воплотить в себе надежды социалистической демократии. Хабермас, со своей «Теорией коммуникативного действия»[7], пытается растворить в универсальном разуме – не государстве-власти, но в царстве разума – симптом во всем его своеобразии и во всей его болезненности. Он действительно понимает его как «болезнь коммуникации» и пытается найти от нее лекарство. Хабермас не говорит о sittlichkeit, об эффективной морали, он говорит о коммуникативном действии. Это воплощенная коммуникация, фанатически пытающаяся высказать истину об истине наслаждения субъекта в больших коммуникативных структурах и в маленьких дискуссионных группах. Всюду коммуникация, всюду обсуждения, лишь бы диалог продолжался.
Лакан дает другую возможность корректного обращения с тем, что он в тексте «Оглушенного» назвал «Реальным группы» [8], с тем, что никогда не найдет себе разрешения в «маленьких дискуссионных группах». Лакан не захотел создать психоаналитический университет. Тем не менее с самого начала у него была идея, что для непрерывной передачи психоаналитического опыта, психоанализ должен найти себе убежище в Universitas Liberarum , как он говорит в интервью для журнала Express, опубликованном в посвященном ему специальном номере журнала L'Ane, подготовленном к «Встрече с Лаканом» . Его идея заключалась в том, что не нужно пытаться создавать психоаналитические университеты, отрезанные от всего остального мира, но найти свое место в более широком процессе передачи универсальной культуры. Это подразумевает «поиски убежища», он так и говорит: «Я нашел убежище в университетах и в больницах». Это действительно практика кукушкиного гнезда. Вы находите гнездо, вы в него забираетесь и производите на свет чудовищную кукушку, то есть кого-то, кто действительно не из семьи. Найти убежище в каком-то из устоявшихся дискурсов подразумевает, что вы не ждете, что нечто уникальное найдет свое разрешение в универсальном.
Ведь политическая функция психоаналитика и заключается в том, чтобы напоминать обществу, что никакой универсальный порядок никогда не разрешит все вопросы, что наслаждение в своей самой отвратительной уникальности является формой сопротивления торжеству идеала, что чем больше мы стремимся к идеалу, тем больше мы творим зла, того, что Лакан называл экзальтированным воплощением зла. Наше убежище – это учреждения, в той мере, в которой их существование подчиняется государственным законам, и в этих законах нет ничего потрясающего, ничего, от чего можно было бы прийти в восторг. В результате, наши институции в восьмидесятые годы стали куда менее утопическими, чем в предшествующие эпохи. И это соответствует общему движению общества, создавать социальные связи с точки зрения господина, который хочет быть все более эффективным и все более рентабельным.
И в этой логике, найти место для психоанализа — это привнести парадокс, который составляет борьба за сингулярность каждого случая, не пытаясь избавить своего ближнего от страданий путем привития ему собственных идеалов. И вернуть субъекту его уникальность – значит противостоять нетерпимости и сегрегации. Это не значит, что субъект имеет право терроризировать сообщество, оправдываясь собственной уникальностью, но что выработка эффективной морали происходит по-своему в каждом конкретном случае. И мы не имеем права ни позволить себе попасть под очарование каждого подобного случая, ни в ступор под лозунгом «а чем бы мне оправдать свое действие», в тот ступор, в который мы впадаем, когда призываем бессилие к изголовью невозможного.
Это парадокс, но это также достойный способ приблизиться к наслаждению, который не отдавал бы благотворительностью. И это предполагает нашу способность поставить под вопрос институт семьи. И сама семья имеет право на уважение и любовь, только если она оставляет место для «остаточной особенности» каждого из ее членов.
Перевод с французского Алины Лежениной. Опубликовано с разрешения автора , оригинал на courtil.be/feuillets/PDF/Laurent-f4.pdf ПРИМЕЧАНИЯ
[1] Уточнение Эрика Лорана по этому поводу: «Дискурс капитализма эпохи Ренессанса, в том его виде, в котором его описывает, например, Фернан Бродель. «Семейная солидарность» была его необходимой составляющей. Дом Фуггер, семейство купцов и банкиров конца Средневековья — начала эпохи Ренессанса является примером такого типа ответственности, которая вменялась в обязанность всем членам семьи « (прим. перев.)
[2] J. Lacan, Les complexes familiaux, Bibliothèque des Analytica, Navarin, Paris, 1984, p. 73.
[3] J. Lacan, « La psychiatrie anglaise dans la guerre » (1945), La querelles des diagnostics, Navarin, Paris, 1986.
[4] J. Lacan, « Deux notes sur l'enfant », in : Jenny Aubry, Enfance abandonnée, Métaillé, Paris, 1973. Repris in : Ornicar ?, 3, pp. 107-108.
[5] J. Lacan, Les complexes familiaux, p. 111.
[6] J. Lacan, in R.S.I., leçon du 21 janvier 1975, Ornicar ?, 3, pp. 107-108.
[7] J. Habermas, Théorie de l'agir communicationnel, 2 vol., Fayard, Paris, 1987.
[8] J. Lacan, « L'étourdit », Scilicet, IV, pp. 5-52.