В 1960 году на своем цикле лекций, изданном впоследствии под титром «Этика психоанализа», Лакан много внимания уделяет Вещи и важности ее места в теории психоанализа и человеческом опыте, подступаясь к ее определению не сразу, поэтапно, буквально кружа над ним, то есть подступаясь тем стилем, который единственно и возможен для этого сложного понятия, если мы хотим в нем разобраться: «Das Ding не ясна для нас вполне, что не мешает нам этим понятием пользоваться» [1] Определяя Вещь как-то, «что остается по довольно веским причинам под покровом тайны» [2], Лакан все же предлагает ее определения. Он следует сразу несколькими дорогами. Одна из них начинается от «Никомаховой этики» Аристотеля, в которой Аристотеля интересует проблема Верховного Блага, через Фрейда, показавшего нам, что «Верховного Блага не существует, что Верховное Благо — das Ding, мать, инцестуальный объект — это благо запретное, другого же блага просто-напросто нет» [3]
В IX главе мы находим также наиболее известное и емкое определение Вещи как того, что терпит в Реальном от означающего ущерб. В этом определении Лакану помогает Хайдеггер, первым обратившийся к вазе как воплощению Вещи в одноименной статье в 1951 году. Вазу, конечно, можно использовать просто как утварь, поставив туда цветы на праздник, но у нее есть и другая, менее очевидная означающая функция. Если это и означающее, то «означающее ничего иного, как всего, что само является означающим — означающее, ни к какому означаемому в особенности не отсылающее… Это ничто в особенности, характеризующее вазу в ее означающей функции, воплощается в форму, которая и характеризует вазу как таковую. Ведь ваза творит именно пустоту, впервые открывая тем самым перспективу ее наполнения. Пустое и полное входят в мир благодаря вазе — сам по себе ничего подобного он не знает.» [4]
Das Ding таким образом становится точкой пересечения Фрейда и Хайдеггера. Следуя за ними Лакан вводит в психоаналитическую теорию понятие экстимности. Сложно найти среди терминов, с помощью которых мы ухватываем психоаналитический опыт, такие, по отношению к которым мы не могли бы задать вопрос об их статусе как экстимных, самых близких и при этом внешних. Объект а и Другой, наслаждение и желание, место аналитика… Жак-Ален Миллер указывает в одноименном курсе, что даже сам наш язык, на котором мы говорим о своем самом-самом интимном, есть язык Другого.
Развитое в этом курсе, понятие экстимности, позволяет приблизиться к пониманию многих процессов, происходящих сегодня в обществе. Например, проблема современного расизма, расизма эпохи науки и психоанализа, определяется как нетерпимость к наслаждению Другого, с одной стороны, но корень ее в ненависти к собственному наслаждению. «Если Другой внутри меня в позиции экстимности, то это моя собственная ненависть» [5]
Миллер также говорит о тупиках современного гуманизма. Универсальный гуманизм заключается в желании, чтобы Другой был таким же. И не учитывает Реальное Другого, которое всегда оказывается не тем же самым. (Впрочем, не находим ли мы эту проблему невыносимости, несоответствия, пусть и не в такой радикальной форме, и в намного более частных случаях некоторых любовных историй?..) Именно в то время, когда гуманизм заявляет о своих притязаниях, Другой проявляет особую склонность проявлять себя не таким как все. Тут мы и спотыкаемся, когда хотим единообразия наслаждения, чтобы оно было одинаковым для всех, и чтобы оно регулировалось для всех одними и теми же нормами, вторя дискурсу науки, занятого достижением единообразия, и опускающему вопрос желания, невозможного без нехватки.
Вот отрывок из «Этики психоанализа», который привел меня к вопросам о наиболее темных сторонах науки, от стандартизации наслаждения до создания атомной бомбы и гиперзвуковых ракет, которые могут в считанные минуты доставлять эти бомбы до целей. Это отрывок из 10 главы, которая читается настолько свежо, будто она была написана Лаканом вчера:
«Если в искусстве имеет место Verdrängung, вытеснение Вещи, а в религии, скорее всего, Verschiebung, то в дискурсе науки мы имеем дело с самым настоящим Verwerfung. Дискурс науки отвергает присутствие слова, поскольку, в перспективе, ему рисуется идеал абсолютного знания, то есть чего-то такого, что полагает Вещь, никак при этом с ней не считаясь. Всем известно, что перспектива эта оказалась в конечном счете в ходе истории несостоятельной.
Весь дискурс науки именно этим Verwerfung и предначертан. Вот почему, в полном согласии с моей формулой — отторгнутое от Символического появляется в Реальном — он пришел к перспективе, где вырисовывается в конечном итоге нечто не менее таинственное, чем Вещь — так называемая физика» [7]