От элементарных феноменов к беспорядку/расстройству в самом интимном соединении ощущения жизни.
(По направлению к клинической секции 26 апреля)
1. Конверсия от одного века к другому.
На предстоящей встрече Клинической секции 26 апреля, посвященной феноменам в диссоциативных расстройствах, мы оттолкнемся в нашем исследовании от случаев из практики наших коллег.
Случаи интересны тем, что они относятся в рамках психиатрической диагностики к диссоциативным расстройствам (F44 , МКБ- 10).
На предварительном обсуждении это вызвало удивление у некоторых коллег в связи с отнесением диссоциативиных расстройств к полю невроза и истерии. Неожиданно повеяло духом конца 19- начала 20 века, как пишет Деффье в своей статье «Конверсия из одного века в другой», духом времени, когда был «расцвет параличей, контрактур, потери чувствительности, падений и болей», когда это было «симптоматичной формой, в которой истерические субъекты отвечали Другому медицины».
Сегодня конверсионные истерики, уж точно не встречаются слишком часто в клинике по разным причинам. С венскими истеричками нас разделяет не только время, но, прежде всего, изменения в господском дискурсе и замещение господского означающего на месте агента знанием.
И как следствие, сильно преувеличенная роль знания S2 без связи с реальным наслаждением тела. Во всяком случае, это одна из гипотез для характеристики текущего положения дел во фрейдовском поле.
Действительно ли в Ф-44 МКБ -10 нас ждет рандеву с конверсионными истериками или же это, скорее, личности
«as if» истерики?
Или мы последуем за Деффье, который утверждает, что «Тем самым, предстает в своей чистоте, вся клиника феноменов тела, уже существовавших в прошлом веке, но теперь извлеченных из конверсионной амальгамы того времени. Эти феномены должны получить прочное основание в структуре, на стороне психоза».
Уместно задаться вопросом о том, что же такое диссоциация? Ведь, понятие диссоциации не может не заинтересовать нас, хотя бы потому, что диссоциация происходит от от лат. dissociare разделять, что не может не наталкивать на определенные размышления.
Итак, разделение чего?
Или точнее кого?
(По направлению к клинической секции 26 апреля)
1. Конверсия от одного века к другому.
На предстоящей встрече Клинической секции 26 апреля, посвященной феноменам в диссоциативных расстройствах, мы оттолкнемся в нашем исследовании от случаев из практики наших коллег.
Случаи интересны тем, что они относятся в рамках психиатрической диагностики к диссоциативным расстройствам (F44 , МКБ- 10).
На предварительном обсуждении это вызвало удивление у некоторых коллег в связи с отнесением диссоциативиных расстройств к полю невроза и истерии. Неожиданно повеяло духом конца 19- начала 20 века, как пишет Деффье в своей статье «Конверсия из одного века в другой», духом времени, когда был «расцвет параличей, контрактур, потери чувствительности, падений и болей», когда это было «симптоматичной формой, в которой истерические субъекты отвечали Другому медицины».
Сегодня конверсионные истерики, уж точно не встречаются слишком часто в клинике по разным причинам. С венскими истеричками нас разделяет не только время, но, прежде всего, изменения в господском дискурсе и замещение господского означающего на месте агента знанием.
И как следствие, сильно преувеличенная роль знания S2 без связи с реальным наслаждением тела. Во всяком случае, это одна из гипотез для характеристики текущего положения дел во фрейдовском поле.
Действительно ли в Ф-44 МКБ -10 нас ждет рандеву с конверсионными истериками или же это, скорее, личности
«as if» истерики?
Или мы последуем за Деффье, который утверждает, что «Тем самым, предстает в своей чистоте, вся клиника феноменов тела, уже существовавших в прошлом веке, но теперь извлеченных из конверсионной амальгамы того времени. Эти феномены должны получить прочное основание в структуре, на стороне психоза».
Уместно задаться вопросом о том, что же такое диссоциация? Ведь, понятие диссоциации не может не заинтересовать нас, хотя бы потому, что диссоциация происходит от от лат. dissociare разделять, что не может не наталкивать на определенные размышления.
Итак, разделение чего?
Или точнее кого?
2. От диссоциативного расстройства к субъективному разделению
Для начала выделим некоторые характерные черты этих расстройств в МКБ-10. В описании на первом плане здесь понятие диссоциации, описываемое как «частичная или полная потеря нормальной интеграции между памятью на прошлое, осознанием идентичности и непосредственных ощущений, с одной стороны, и контролированием движений тела, с другой».
Интересно также замечание относительно начала расстройства и его прогноз: «Начало и окончание диссоциативных состояний часто внезапны» и «Все типы диссоциативных расстройств имеют тенденцию к ремиттированию спустя несколько недель или месяцев, особенно, если их возникновение было связано с травматическим жизненным событием».
Хотя, «Могут развиваться иногда более постепенно и более хронические расстройства, особенно параличи и анестезии», вплоть до того, что «Пациенты с диссоциативными расстройствами обычно отрицают проблемы и трудности, которые очевидны для других. Любые проблемы, которые распознаются ими, приписываются больными диссоциативным симптомам».
В последнем случае, мы уже имеем дело с кое- чем более основательным. Можно было бы предварительно заметить, как феномен может приобретать все более важное субъективное значение и занимать все больше места в либидинальной экономике, становясь неким организующим началом психической жизни.
Если добавить сюда еще и то, что «эти расстройства обычно классифицировались как различные формы «конверсионной истерии», но, следуя МКБ-10, сейчас «этот термин употреблять нежелательно в виду его многозначности», а термин конверсия характеризуется здесь как «неприятный аффект, порожденный проблемами и конфликтами, которые индивидуум не может разрешить, и трансформированный в симптомы»,
то диагностические критерии не могут не сбивать с толку.
Мы видим как здесь смешиваются несколько понятий: диссоциация, конверсия и разделение/расщепление.
Фабьен Хулак в статье «La dissociation, de la séjonction à la division du sujet: Genèse et évolution d'un concept» напоминает о том, что Блейлер начал использовать термин диссоциации в психиатрической семиологии в начале 20 века. Этот симптом составляет пару другому термину- аффазия, поскольку именно на этой модели будет постепенно разрабатываться концепция психоза.
После того, как Блейер отказывается от понятия démence précoce/ раннего слабоумия, он выбирает понятие шизофрении (от schizo- расщепление). Фрейд же перемещает проблему из поля невроза и истерии в поле психоза, и переходит от вытеснения к расщеплению.
«Наконец, Лакан перечитывая Фрейда, придает Ichspaltung, я-расщеплению, эпистемологическое значение, условие расщепленного субъекта, то, что он будет называть субъектом науки».
Таким образом, в случае диссоциации или расщепления уместно говорить не о расстройстве личности, а о субъективном расщеплении.
Субъекте, расщепленным языком, тело , которого становится сценой для этого расщепления.
Однако, есть нюансы.
То, что поражает в систематизации симптомов этой рубрики в МКБ 10— это не однородное значение описываемых симптомов и феноменов.
Субъективное расщепление в конверсионной истерии, вызванное конверсией означающего в теле, и телесные феномены , описываемые, например,как анестезия, паралич, потеря контроля над телом не имеют одну и ту же причину и имеют разное прочтение в субъективной экономии. Другими словами, как работает диссоциация или субъективное разделение в психотической структуре и с опорой на клинику РВС?
Для начала выделим некоторые характерные черты этих расстройств в МКБ-10. В описании на первом плане здесь понятие диссоциации, описываемое как «частичная или полная потеря нормальной интеграции между памятью на прошлое, осознанием идентичности и непосредственных ощущений, с одной стороны, и контролированием движений тела, с другой».
Интересно также замечание относительно начала расстройства и его прогноз: «Начало и окончание диссоциативных состояний часто внезапны» и «Все типы диссоциативных расстройств имеют тенденцию к ремиттированию спустя несколько недель или месяцев, особенно, если их возникновение было связано с травматическим жизненным событием».
Хотя, «Могут развиваться иногда более постепенно и более хронические расстройства, особенно параличи и анестезии», вплоть до того, что «Пациенты с диссоциативными расстройствами обычно отрицают проблемы и трудности, которые очевидны для других. Любые проблемы, которые распознаются ими, приписываются больными диссоциативным симптомам».
В последнем случае, мы уже имеем дело с кое- чем более основательным. Можно было бы предварительно заметить, как феномен может приобретать все более важное субъективное значение и занимать все больше места в либидинальной экономике, становясь неким организующим началом психической жизни.
Если добавить сюда еще и то, что «эти расстройства обычно классифицировались как различные формы «конверсионной истерии», но, следуя МКБ-10, сейчас «этот термин употреблять нежелательно в виду его многозначности», а термин конверсия характеризуется здесь как «неприятный аффект, порожденный проблемами и конфликтами, которые индивидуум не может разрешить, и трансформированный в симптомы»,
то диагностические критерии не могут не сбивать с толку.
Мы видим как здесь смешиваются несколько понятий: диссоциация, конверсия и разделение/расщепление.
Фабьен Хулак в статье «La dissociation, de la séjonction à la division du sujet: Genèse et évolution d'un concept» напоминает о том, что Блейлер начал использовать термин диссоциации в психиатрической семиологии в начале 20 века. Этот симптом составляет пару другому термину- аффазия, поскольку именно на этой модели будет постепенно разрабатываться концепция психоза.
После того, как Блейер отказывается от понятия démence précoce/ раннего слабоумия, он выбирает понятие шизофрении (от schizo- расщепление). Фрейд же перемещает проблему из поля невроза и истерии в поле психоза, и переходит от вытеснения к расщеплению.
«Наконец, Лакан перечитывая Фрейда, придает Ichspaltung, я-расщеплению, эпистемологическое значение, условие расщепленного субъекта, то, что он будет называть субъектом науки».
Таким образом, в случае диссоциации или расщепления уместно говорить не о расстройстве личности, а о субъективном расщеплении.
Субъекте, расщепленным языком, тело , которого становится сценой для этого расщепления.
Однако, есть нюансы.
То, что поражает в систематизации симптомов этой рубрики в МКБ 10— это не однородное значение описываемых симптомов и феноменов.
Субъективное расщепление в конверсионной истерии, вызванное конверсией означающего в теле, и телесные феномены , описываемые, например,как анестезия, паралич, потеря контроля над телом не имеют одну и ту же причину и имеют разное прочтение в субъективной экономии. Другими словами, как работает диссоциация или субъективное разделение в психотической структуре и с опорой на клинику РВС?
Точно так же, как мы не знаем, что такое дух,
мы не знаем, что такое тело:
мы созерцаем всего лишь некоторые его свойства,
но кто тот, кому принадлежат эти свойства?
Вольтер «Философский словарь», статья «Тело»
Воспой, о язык, преславное таинство тела.
(Павечерний гимн праздника Тела Господня)
У этого черепа был язык.
Шекспир, «Гамлет», акт ГУ, сцена Г
3. Потеря контроля над телом.
Одно из определений диссоциативного расстройства в МКБ 10- это потеря контроля над телом, потеря идентичности вследствие травмы, стресса или аффективных событий. «Неразрешимые и невыносимые проблемы или нарушенные взаимоотношения».
Что такое контроль над телом?
Вообще, что такое тело?
Это образ тела?
Тело - это организм?
Человек с диссоциативным расстройством есть тело?
Или он имеет тело?
Истерическая конверсия -это один из симптомов потери контроля над телом.
Феномен потери контроля над телом «научил женщин лечиться говорением» на сеансах у Фрейда.
Речь истеричек открыла Фрейду дорогу к симптому, бессознательному и интерпретации.
Действительно ли, так уж многозначна истерическая конверсия как это утверждается в МКБ- 10?
Отнюдь.
Как раз истерическая конверсия однозначна вместе с лакановской ориентацией. И вот почему.
Потому что в случае истерической конверсии речь идет о конверсии означающего в тело, т.е. истерическая конверсия- это симптом, а не телесный феномен.
Это различие между симптомом и феноменом принципиально.
Истерический субъект ощущает беспорядок в отношениях со своим телом.
Что же вносит этот беспорядок в самом интимном соединении жизни истерического субъекта, если вернуться к фразе Лакана, подсвеченной Миллером в «Ординарном психозе задним числом»?
Эта потеря контроля над телом - следствие травматизма.
Особого травматизма, поскольку связь между словами и телом - это связь через недостаток.
Одно из определений диссоциативного расстройства в МКБ 10- это потеря контроля над телом, потеря идентичности вследствие травмы, стресса или аффективных событий. «Неразрешимые и невыносимые проблемы или нарушенные взаимоотношения».
Что такое контроль над телом?
Вообще, что такое тело?
Это образ тела?
Тело - это организм?
Человек с диссоциативным расстройством есть тело?
Или он имеет тело?
Истерическая конверсия -это один из симптомов потери контроля над телом.
Феномен потери контроля над телом «научил женщин лечиться говорением» на сеансах у Фрейда.
Речь истеричек открыла Фрейду дорогу к симптому, бессознательному и интерпретации.
Действительно ли, так уж многозначна истерическая конверсия как это утверждается в МКБ- 10?
Отнюдь.
Как раз истерическая конверсия однозначна вместе с лакановской ориентацией. И вот почему.
Потому что в случае истерической конверсии речь идет о конверсии означающего в тело, т.е. истерическая конверсия- это симптом, а не телесный феномен.
Это различие между симптомом и феноменом принципиально.
Истерический субъект ощущает беспорядок в отношениях со своим телом.
Что же вносит этот беспорядок в самом интимном соединении жизни истерического субъекта, если вернуться к фразе Лакана, подсвеченной Миллером в «Ординарном психозе задним числом»?
Эта потеря контроля над телом - следствие травматизма.
Особого травматизма, поскольку связь между словами и телом - это связь через недостаток.
Между недостатком пределов, поиском кажимостей и умерщвляющим отказом, тело истерички ускользает от единства поверхности, которое предоставляется ей формой в зеркале. Единственная вещь, которая может связать тело и слова относится, скорее, к природе трещины, недостаточности , дыры, к примеру, дыры травматизма
«Горизонт истерии»
Rose-Paule Vinciguerra
Rose-Paule Vinciguerra
Что такое этот травматизм, ведущий к потере контроля над телом в истерии?
Фрейд связывает этот травматизм с сексуальностью.
Лакан увидит в нем «сексуальных отношения не существует».
Сексуальная чувственность внесексуальна, она остается первоначально незамеченной. Она не усваивается языком. Первичная встреча с сексуальностью вне смысла и поэтому травматична.
Единственное, что заставляет существовать сексуальность как таковую относится к порядку означающих и повторению в последействии. Избыточность сексуальности не можете передаваться вербальными образами (Фрейд в письме 46 Флиссу).
Вспомним как это предлагает Rose-Paule Vinciguerra в своей статье «Горизонты истерии» случай Эммы из Набросков Фрейда. Смех в магазине, который слышит Эмма в подростковом возрасте, напоминает ей смех торговца, который трогал ее, когда она была ребенком. Возникает означающее для этого травматизма, которое «внедряется в означающую цепочку».
«Таким образом, слова захватывают тело, проторивая в нем экстимную часть, след наслаждения, который означающее должно стереть». Беспорядок, спровоцированный в самом интимном соединении ощущения жизни в истерической конверсии - это экстимный беспорядок, где спутана, соматизирована дыра и объект а.
Как это прочитать ?
Фрейд связывает этот травматизм с сексуальностью.
Лакан увидит в нем «сексуальных отношения не существует».
Сексуальная чувственность внесексуальна, она остается первоначально незамеченной. Она не усваивается языком. Первичная встреча с сексуальностью вне смысла и поэтому травматична.
Единственное, что заставляет существовать сексуальность как таковую относится к порядку означающих и повторению в последействии. Избыточность сексуальности не можете передаваться вербальными образами (Фрейд в письме 46 Флиссу).
Вспомним как это предлагает Rose-Paule Vinciguerra в своей статье «Горизонты истерии» случай Эммы из Набросков Фрейда. Смех в магазине, который слышит Эмма в подростковом возрасте, напоминает ей смех торговца, который трогал ее, когда она была ребенком. Возникает означающее для этого травматизма, которое «внедряется в означающую цепочку».
«Таким образом, слова захватывают тело, проторивая в нем экстимную часть, след наслаждения, который означающее должно стереть». Беспорядок, спровоцированный в самом интимном соединении ощущения жизни в истерической конверсии - это экстимный беспорядок, где спутана, соматизирована дыра и объект а.
Как это прочитать ?

Матема конверсии
В Антибской конверсии Бернар Лекер напоминает об уроке Лакана 24 апреля 1958 года из "Образований бессознательного", где он говорит:
В Антибской конверсии Бернар Лекер напоминает об уроке Лакана 24 апреля 1958 года из "Образований бессознательного", где он говорит:
В симптоме, вот что означает конверсия, желание идентично соматическим проявлениям, которые есть и его место и его оборотная сторона.
Вспомним случай Элизабет, где есть идентичность между болью в верхней части бедра и желанием к отцу. Боль- это желание и конверсия это показывает.
Лакан подчеркивает непрерывность между соматическим и психическим, между желанием и соматическим проявлением.
Одно- оборотная сторона другого.
Конверсия, таким образом, это то, что определяет желание,
которое идентифицируется из его причины, обьекта а, с телесной записью нехватки- минус фи.
Но в тоже время конверсия устанавливает идентификацию между а и минусом, но также показывает и невозможность этого- это и есть симптоматическое измерение.
И для того, чтобы воплотить собой невозможность объединения объекта а и кастрации минус фи, конверсия предполагает Другого, который отмечен нехваткой, Другого разделенного.
Бернар Лекер записывает это в виде матемы ( см. выше)
Лакан подчеркивает непрерывность между соматическим и психическим, между желанием и соматическим проявлением.
Одно- оборотная сторона другого.
Конверсия, таким образом, это то, что определяет желание,
которое идентифицируется из его причины, обьекта а, с телесной записью нехватки- минус фи.
Но в тоже время конверсия устанавливает идентификацию между а и минусом, но также показывает и невозможность этого- это и есть симптоматическое измерение.
И для того, чтобы воплотить собой невозможность объединения объекта а и кастрации минус фи, конверсия предполагает Другого, который отмечен нехваткой, Другого разделенного.
Бернар Лекер записывает это в виде матемы ( см. выше)
🤔Индексы беспорядка в ощущении жизни
Психоз как структура и как его клинические проявления - не одно и то же вместе с лакановской ориентацией.
Опознать психотическую структуру вне- развязывания - вот особая наука!
Когда нет психических автоматизмов, развязанного психоза, а есть «расплывчатая клиника», как опознать психотическую структуру?
Уже не новость, что от понимания смысла, нужно перейти к чтению логики знаков, особенно в клинике неразвязанных, ординарных психозов.
Но что это за знаки?
Это знаки не-боромеева связывания регистров в клинике РВС.
В статье Ж.А. Миллера «ординарный психоз задним числом» мы находим еще одно прояснение: от понимания смысла того, что говорит пациент нужно перейти к тому, как пациент умудряется придавать смысл жизни:
Психоз как структура и как его клинические проявления - не одно и то же вместе с лакановской ориентацией.
Опознать психотическую структуру вне- развязывания - вот особая наука!
Когда нет психических автоматизмов, развязанного психоза, а есть «расплывчатая клиника», как опознать психотическую структуру?
Уже не новость, что от понимания смысла, нужно перейти к чтению логики знаков, особенно в клинике неразвязанных, ординарных психозов.
Но что это за знаки?
Это знаки не-боромеева связывания регистров в клинике РВС.
В статье Ж.А. Миллера «ординарный психоз задним числом» мы находим еще одно прояснение: от понимания смысла того, что говорит пациент нужно перейти к тому, как пациент умудряется придавать смысл жизни:
Ваша работа , в качестве клинициста, не заключается в том, чтобы понять, что он говорит. Таким образом, вы не участвуете в его бреде. Ваша работа - это ухватить его особую манеру, необычность, придавать смысл вещам,снова и снова придавать тот же самый смысл вещам , придавать смысл повторению в его жизни.
ЖАМ, «Возвращение к ординарному психозу»
Придавание смысла вещам - это и будет основой «ощущения жизни»,т.е. ощущения себя живым.
Это каждый раз сингулярный способ того, как субъект придает смысл вещам, своему миру и своей жизни.
В невротической конструкции за эту воображамизацию отвечает фантазм, в не- боромеевых способах связи между регистрами Р,В,С - это и будет как раз вопросом: как субъект чувствует себя живым, находясь под угрозой умерщвляющего наслаждения Другого?
Но в этом ощущении жизни есть всегда беспорядок, в его самом интимном соединении.
Как этот «беспорядок, спровоцированный в самом интимном соединении ощущения жизни» может пересекаться с клиникой диссоциативных расстройств?
И каково его происхождение?
Как он связан с элементарными феноменами?
Отходит ли понятие элементарных феноменов на второй план?
Как читать логику телесных феноменов?
Эти и другие вопросы в обсуждении уже завтра на Клинической секции.
Это каждый раз сингулярный способ того, как субъект придает смысл вещам, своему миру и своей жизни.
В невротической конструкции за эту воображамизацию отвечает фантазм, в не- боромеевых способах связи между регистрами Р,В,С - это и будет как раз вопросом: как субъект чувствует себя живым, находясь под угрозой умерщвляющего наслаждения Другого?
Но в этом ощущении жизни есть всегда беспорядок, в его самом интимном соединении.
Как этот «беспорядок, спровоцированный в самом интимном соединении ощущения жизни» может пересекаться с клиникой диссоциативных расстройств?
И каково его происхождение?
Как он связан с элементарными феноменами?
Отходит ли понятие элементарных феноменов на второй план?
Как читать логику телесных феноменов?
Эти и другие вопросы в обсуждении уже завтра на Клинической секции.